11:07
Высадка на Луну только заставила нас полюбить ее еще больше

Когда космос вошел в сферу научных исследований, многие задавались вопросом, сохранится ли вечная мистика Луны.

Элис Горман-лидер в развивающейся области космической археологии. Она является старшим сотрудником Американского института аэронавтики и астронавтики, адъюнкт-профессором Университета Флиндерса в Аделаиде и автором предстоящего проекта Dr Space Junk Vs the Universe, из которого взята эта статья.

Эта история первоначально фигурировала в MIT Press Reader.

В наши дни легко забыть, что миссия "Аполлона-11" была связана не только с наукой и политикой, но и с метафизикой. Людям пришлось смириться с новым типом Луны. Многие задавались вопросом, Сможет ли вечная мистика Луны пережить натиск холодной, жесткой науки.

Что бы сделали влюбленные, если бы, глядя в ночное небо, они вместо романтики думали о ракетах? Потеряет ли человечество что-то ценное, если перенесет технологию в область мифов и легенд?

Меняющиеся представления о Луне можно отобразить на страницах популярных журналов. Австралийский женский еженедельник, например, опубликовал множество рассказов, колонок и стихов о Луне. В 1930-е годы были распространены стихи, прославляющие Луну как таинственную и женственную. К 1946 году, после Второй мировой войны, наука (и сатира) начала проникать в стихи.

В этом отрывке из книги австралийской поэтессы и военного корреспондента Дороти Дрейн "человек на Луне" сокрушается, что ему пришлось пренебречь влюбленными, поэтами и авторами песен из-за возросшего научного интереса:

- Будьте добры, расскажите об этом ученым.

Я слишком много работаю

И желание

Они оставят меня наедине с моими кратерами."

В это время США, СССР, Франция и Великобритания разрабатывали ракеты для запуска в космос. Холодная война разгоралась, и после выхода на околоземную орбиту следующей целью стала Луна. Перспектива столкнула науку и культуру лицом к лицу:” Прощай, романтическая Луна", - сокрушался неизвестный писатель на страницах еженедельника в 1957 году. - Бедные влюбленные: там темно, жарко и полно пыли."Лунная наука омрачала совершенный жемчужный свет, который дарил неземную красоту и вдохновлял на созерцание невыразимого.

Добрая Луна, любимая маленькими детьми, была также наперсницей влюбленных, но и ей угрожал призрак советского космического наблюдения. - Как же влюбленные смогут без стеснения смотреть на Луну, не прячась в кустах и не шепча ‘ "старший брат будет там с минуты на минуту"?- спросил писатель 1957 года. Этот образ превращал Луну в предательницу любовных тайн-если русские доберутся туда первыми. И русские добрались туда первыми. В 1959 году роботизированный зонд "Луна-2" стал первым человеческим объектом, приземлившимся на Луну, разбросав при падении пятиугольные медальоны с надписью "СССР 1959".

После того как в 1968 году миссия "Аполлон-8" на лунной орбите вернула снимки поверхности крупным планом, обозреватель еженедельника Робин Адэр написал о том, что от старых представлений о Луне придется отказаться:

"Как заметил один музыкальный магнат," Какого черта я делаю с пластинками и нотами, которые идут " Голубая луна, Я видел, что ты стоишь один ...", когда астронавт Ловелл сказал, в сущности, " Луна, я видел, что ты стоишь внизу, беловато-серый, как грязный пляжный песок ... ?’”

При таком сравнении, по словам журналиста Кея кивни,” тысячи поэтов перевернулись в своих могилах".

Адер язвительно отозвался о группе американских протестантов под названием "Руки прочь от Луны", которые хотели сохранить Луну нетронутой как романтический символ. Он признал, однако, " что это скорее уберет тайну и очарование старой Луны, когда парни бродили вокруг нее.”

Луна была полем битвы не только Коммунистической и капиталистической идеологий холодной войны, но и того, какая из двух культур будет писать сценарий для Вселенной.

Вся эта насмешливая болтовня скрывала серьезную озабоченность. Напряженность между Луной науки и Луной романтики была запечатлена химиком и писателем К. П. Сноу в его влиятельном эссе 1959 года “две культуры. Сноу утверждал, что наука находится в расцвете, но что ни наука, ни традиционная культура литературы и искусства не понимают друг друга в ущерб обоим. - Были, - сказал он.:

"Литературные интеллектуалы на одном полюсе-на другом ученые, и, как наиболее представительные, ученые-физики. Между ними пропасть взаимного непонимания-иногда (особенно среди молодежи) враждебность и неприязнь, но больше всего непонимание.”

Во многих отношениях Луна была полем битвы не только Коммунистической и капиталистической идеологий холодной войны, но и того, какая из двух культур будет писать сценарий для Вселенной. К маю 1969 года конфронтация была неизбежна. ” Через несколько недель, - гласил заголовок в еженедельнике, - когда люди высадятся на Луну, пурпурная научная фантастика превратится в прозаический факт.”

И одним маленьким шагом ни луна, ни земля уже никогда не были прежними.

Был ли Аполлон-11 концом Луны влюбленных? Кажется, нет. Люди нашли способ примирить диссонанс между двумя культурами в своей повседневной жизни. Несомненно, многие с удивлением смотрели на Луну в последующие недели и пришли к тому же выводу, что и австралийская писательница Нэн Масгроув, написавшая 6 августа 1969 года::

- Это выглядело так уродливо на тех Рябых кратерных снимках, сделанных "Аполлоном-11". Но в воскресенье вечером небо было таким же прекрасным, как всегда, окруженное ореолом, пробивающимся сквозь облака.”

Не нужно было выбирать, какую Луну оставить; наука и искусство не были фатально разлучены встречей с реальностью. Возможно, наоборот, это сблизило их.

Похожие материалы:

Так же рекомендуем посмотреть:

Уроки изменения климата из маловероятного источника — забытый корковый кризис Америки


Неужели индивидуалистические общества хуже реагируют на пандемии?


Коронавирус: как заставить работать трехуровневую блокировку

Категория: Космос / Планеты / Технологии | Просмотров: 65 | Добавил: admin | Теги: вечная мистика Луны, Холодная война, наука, Луна, mit, капиталистическая идеология | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar