Вы генетически больше похожи на свою маму или папу?

-Он точная копия своего отца! Или: "она клон своей мамы-за исключением носа. Очевидно, со стороны ее отца.- Наблюдая за взрослением детей, мы склонны искать сходство между ними и их родителями. Итак, какой родитель вносит больший генетический вклад?

Ответ зависит от того, спрашиваете ли вы об общем количестве генов, которые ребенок унаследовал от мамы и папы, или о том, какие гены родителей на самом деле делают больше. Но в любом случае, ученые считают, что ответ не совсем 50/50.

"Это яркий пример того, что вы больше похожи на свою маму, чем на своего папу", - сказала Марика Хараламбус, генетик из Королевского колледжа Лондона.

Некоторые исследования показывают, что наша митохондриальная ДНК — и, следовательно, наша мама — играет ключевую роль в нашей спортивной выносливости. Например, испанские и израильские ученые изучили один митохондриальный генкоторый связан с количеством кислорода в клетках, которое мы можем использовать во время физических упражнений. Их исследование, опубликованное в 2005 году в журнале Journal of Applied Physiology, обнаружили, что вариант гена, связанный с более низкой физической подготовкой, был менее частым у элитных велосипедистов и бегунов, чем в общей популяции, что было подтверждено более поздними исследованиями. Серия исследований показала важность материнства в наследовании этого и других генов. Они обнаружили, что способность матери к физическим упражнениям сама по себе может лучше предсказать способность ребенка, чем когда учитываются отцы.

Но вместо того, чтобы спрашивать, Какой родитель вносит больше генов, вы можете спросить, какие гены родителя делают больше. Большинство поверхностных различий, которые мы видим между людьми, происходят не из-за самих генов, а из-за серии химических "переключателей", которые сидят на вершине нашей ДНК и говорят нашему организму, какие части читать и переводить в белок, а какие игнорировать, сказал Харамбалус Живой науке. -Существует целый уровень генетической изменчивости между людьми, и это не просто последовательность генов, - сказал Харамбалус.

В феномене, называемом импринтингом, эти переключатели полностью отключают определенные гены — но только тогда, когда они исходят от конкретного родителя. Эти закономерности сохраняются на протяжении многих поколений. Например, если ген " а " отцовски импринтирован, он всегда будет работать, если он исходит от вашей мамы, но никогда, если он исходит от вашего отца. Большинство исследований предполагают, что в организме есть от 100 до 200 импринтированных генов, но некоторые исследования предполагают, что их может быть больше, согласно статье 2012 года, опубликованной в журнале PLOS Genetics. Эти гены особенно важны в мозге и плаценте.

Существуют некоторые разногласия относительно того, смещает ли импринтинг экспрессию генов в сторону одного родителя или другого. По словам Эндрю Уорда, генетика из Университета Бата в Англии, существует одинаковое количество импринтированных генов матери и отца. "По тем признакам, за которые отвечают импринтирующие гены, вы, скорее всего, больше похожи на одного родителя, чем на другого", - сказал Уорд в интервью Live Science. Другими словами, импринтинг может влиять на определенные черты — от размеров нашего тела до сна и памяти. Но поскольку импринтинг происходит на относительно небольшом количестве генов, и эти гены, вероятно, сбалансированы между родителями, импринтинг не будет определять, есть ли у вас поразительное сходство с мамой или папой, сказал Уорд.

Но исследования на мышах действительно предполагают, что может быть некоторый дисбаланс в пользу отцов в этом отношении. Исследование 2015 года, опубликованное в журнале Nature Genetics, показало, что импринтированные гены в 1,5 раза чаще молчат со стороны матери и активны со стороны отца side.An ранее исследование, опубликованное в 2008 году в журнале PLOS ONE, показало аналогичный результат. В мозге большинство импринтированных генов были активны, когда они поступали от отца. В плаценте все было наоборот. Однако нет никаких доказательств, по крайней мере пока, что такой дисбаланс происходит у людей.

Но даже если импринтированные гены смещают экспрессию генов от одного родителя к другому, это не обязательно сделает вас более похожим на этого родителя. В конце концов, ген, который активен в вас, может молчать в них, сказал Эдвард Чуонг, генетик из Университета Колорадо Боулдер.

"Вы можете сказать ,что это [экспрессия вашего гена] происходит благодаря вашим родителям, - сказал Чуонг Live Science, - но трудно сказать, что это похоже на ваших родителей."