Вулканы питают газообразную атмосферу на спутнике Юпитера Ио

Что создает пузырящуюся газообразную атмосферу на спутнике Юпитера Ио? Ученые думают, что наконец-то получили ответ: вулканы.

Ио, самый вулканически активный мир Солнечной системы, является одним из четырех спутников Галилея — четырех крупнейших спутников Юпитера, которые были открыты Галилеем в 17 веке — и одним из 79 известных спутников вокруг планеты.

” Не было известно, какой процесс управляет динамикой в атмосфере Ио", - сказал Имке де Патер, аспирант кафедры астрономии и наук о земле и планетах Калифорнийского университета в Беркли. - Это вулканическая активность или газ, который сублимируется с ледяной поверхности, когда Ио находится в солнечном свете?"

Новое исследование, проведенное де Патером, дает ответ на этот вопрос.

"Мы показываем, что на самом деле вулканы оказывают большое влияние на атмосферу“, - сказал де Патер.

Атмосфера Ио примерно в миллиард раз тоньше, чем у нашей планеты, что позволило ученым заглянуть на поверхность Луны, усеянную лавовыми озерами, жидкими породами и серным льдом.

Миссия НАСА "Юпитер-Юнона", которая завершится в июле следующего года, в основном наблюдала сам Юпитер, поэтому вместо использования орбитального зонда де Патер изучал Ио с помощью радиотелескопов, включая ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) в Чили и оптических и инфракрасных телескопов, таких как Keck scopes на Гавайях.

Де Патер и ее коллеги изучили 30-летние наблюдения атмосферы Луны и обнаружили, что каждые 42 часа, когда Ио обращается вокруг Юпитера, атмосфера Луны становится серьезно нестабильной. В этом новом исследовании исследователи обнаружили, что 20 марта 2018 года, когда Луна была затмена Юпитером, что привело к временному падению температуры, уровень сернистого газа, казалось, резко упал.

Исследователи определили, что падение температуры, вероятно, привело к тому, что газ, по сути, коллапсировал обратно на поверхность Луны. В то время как средняя температура поверхности Ио составляет около минус 202 градусов по Фаренгейту (минус 130 градусов по Цельсию), это падение температуры привело бы к ее снижению до минус 270 градусов по Фаренгейту (минус 168 градусов по Цельсию), что ниже точки замерзания диоксида серы.

Команда еще больше укрепила эти выводы, когда в сентябре 2018 года, после того как луна вышла из холодного затмения, выбросы диоксида серы вернулись туда, где они были раньше. (Этот отскок произошел быстро, всего за 10 минут).

“Как только Ио попадает на солнечный свет, температура повышается, и вы получаете весь этот SO2-лед, сублимирующийся в газ, и вы реформируете атмосферу примерно за 10 минут, быстрее, чем предсказывали модели”, - сказал де Патер.

Исследователи также обнаружили свидетельства "невидимых вулканов", или вулканов, которые не испускают дыма или других твердых частиц, в наблюдениях за низким уровнем диоксида серы в атмосфере Луны. Кроме того, команда отметила широкое распространение окиси серы в атмосфере Ио в июле, но только над активными вулканами.

Используя эти данные и наблюдая за тем, как Луна снова входит в затмение и выходит из него, команда смогла увидеть, сколько именно сернистого газа на Луне вызвано вулканизмом. -Когда Ио попадает в тень Юпитера и оказывается вне прямого солнечного света, он становится слишком холодным для двуокиси серы и конденсируется на поверхности Ио. В течение этого времени мы можем видеть только вулканически добытый диоксид серы. Таким образом, мы можем точно увидеть, насколько сильно на атмосферу влияет вулканическая активность",-говорится в том же заявлении соавтора исследования статии Луш-Кук из Колумбийского университета.

Команда надеется продолжить изучение Луны, ее атмосферы и вулканической активности, чтобы продолжить разгадывать тайны мира, включая температуру его нижней атмосферы.