Ученые поместили ген человеческого интеллекта в обезьяну. Другие ученые обеспокоены

Ученые добавляют обезьянам гены человеческого мозга — это то, что можно увидеть в фильмах вроде "восхождение планеты обезьян". Но китайские исследователи сделали именно это, улучшив кратковременную память обезьян в исследовании, опубликованном в марте в китайском журнале National Science Review. В то время как некоторые эксперты преуменьшали последствия как незначительные, опасения по поводу того, куда могут привести исследования, сохраняются.
Цель работы, возглавляемой генетиком Бин Су из Куньминского Института зоологии, состояла в том, чтобы исследовать, как ген, связанный с размером мозга, MCPH1, может способствовать эволюции этого органа у человека. Все приматы имеют некоторую вариацию этого гена. Однако, по сравнению с другими приматами, наш мозг больше, более развит и медленнее развивается; исследователи задавались вопросом, могут ли различия, которые развились в человеческой версии MCPH1, объяснить наш более сложный мозг.
Су и его команда ввели 11 эмбрионов макаки-резуса с вирусом, несущим человеческую версию MCPH1. Мозг трансгенных обезьян — тех, у кого был человеческий ген — развивался медленнее, чем у обезьян без трансгенов. А к тому времени, когда им исполнилось 2-3 года, трансгенные обезьяны показали лучшие результаты и быстрее отвечали на тесты кратковременной памяти, включающие сопоставление цветов и форм. Тем не менее, не было никаких различий в размере мозга или каких-либо других поведениях.

Но результаты-это не то, о чем гудит научное сообщество. Некоторые люди сомневаются в этичности введения гена человеческого мозга в обезьяну — действие, которое, по мнению Ребекки Уокер, биоэтика из Университета Северной Каролины, может стать началом скользкого пути к наделению животных человеческим интеллектом. В статье 2010 года Джеймс Сикела, генетик из Медицинской школы Университета Колорадо, и соавторы задались вопросом, будет ли гуманизированная обезьяна вписываться в свое общество или будет жить в нечеловеческих условиях из-за своих измененных генов.
Чтобы оправдать эту работу, Су и его соавторы предположили, что она может дать представление о нейродегенеративных и социальных расстройствах, но они не описывают, какими могут быть эти приложения. “Я действительно не вижу в газете ничего, что заставило бы меня думать, что [эксперимент] обязательно был хорошей идеей”, - говорит Уокер.
Су отклонил просьбу Discover о комментариях, но сказал в статье для China Daily: “ученые согласны с тем, что модели обезьян иногда незаменимы для фундаментальных исследований, особенно при изучении физиологии человека, когнитивных функций и болезней”, а в исследовательской статье авторы утверждают, что “относительно большое филогенетическое расстояние (около 25 миллионов лет расхождения с людьми) ... снимает этические проблемы.” (Макаки-резусы менее похожи на людей с точки зрения социальных и когнитивных способностей, чем приматы, такие как шимпанзе, которые более тесно связаны с нами.) Эта большая эволюционная дистанция предполагает, что было бы труднее закончить с макакой, которая ведет себя как человек.
Но это рассуждение не подходит для Уокера. “На самом деле не имеет значения, когда они стали дифференцироваться от людей на филогенетическом дереве”, - говорит она. -Они говорят об улучшении кратковременной памяти, что в некотором роде приближает их к нам с точки зрения когнитивных способностей.” Она считает, что манипулирование этими навыками делает работу этически сомнительной и требует более сильного обоснования.
“В то время как обезьяны и люди имеют сходные геномы, - сказал Су в статье China Daily, - все еще существуют десятки миллионов генетических различий. Изменение одного гена, тщательно разработанного для исследования, не приведет к радикальным изменениям.”

“Есть некоторые рискованные элементы, чтобы идти по этой дороге”, - говорит Сикела. “Нужно подумать о последствиях того, к чему это ведет и каков наилучший способ изучения такого рода вопросов.”
Уокер также беспокоится о том, куда ведет эта работа. “Можем ли мы улучшить человеческий мозг с помощью этих методов?” - спрашивает она. Хотя она думает, что мы еще далеко от этого, она отмечает, что наука может развиваться удивительно быстро. Например, CRISPR — метод редактирования генов, который когда-то казался далеким от человеческих исследований, — был использован в Китае для редактирования геномов близнецов в 2018 году. (См. наш рассказ № 11 за год, стр. 32.)
“Мне действительно кажется тревожным проводить такие исследования на приматах”, - говорит Уокер. - А потом, возможно, подумает о том, как это можно использовать на людях.”