Ученые обнаружили, что планета размером с Землю катится по галактике без привязи

Никто никогда не видел его здесь — до сих пор.

Земля вращается вокруг Солнца, Как корабль, плывущий по кругу вокруг своего якоря. Но что, если кто — то — или что-то-освободит этот корабль? Что станет с крошечным миром, беспомощно и беспечно летящим в межзвездном пространстве, если его не привязать ни к одной звезде или Солнечной системе? Что происходит, когда планета выходит из-под контроля?

Ученые подозревают, что в Млечном Пути могут существовать миллиарды свободно плавающих или "бродячих" планет, но пока среди 4000 или около того миров, открытых за пределами нашей Солнечной системы, нашлось лишь несколько кандидатов. Большинство из этих потенциальных планет-изгоев, по-видимому, огромны и имеют массу от двух до 40 масс Юпитера (один Юпитер эквивалентен примерно 300 массам Земли). Но теперь астрономы считают, что они обнаружили странный мир, не похожий ни на один другой: крошечную, свободно плавающую планету, примерно такую же, как Земля, несущуюся по кишкам Млечного Пути.

Об этом открытии, сообщенном сегодня (окт. 29) В "письмах Астрофизического журнала" Мэй отмечает самую маленькую из когда-либо обнаруженных планет-изгоев , и это может помочь доказать давнюю космическую теорию. По мнению авторов исследования, этот маленький мир может стать первым реальным доказательством того, что свободно плавающие планеты размером с Землю могут быть одними из самых распространенных объектов в галактике.

"Шансы обнаружить такой маломассивный объект чрезвычайно низки", - сказал ведущий автор исследования Пшемек Мроз, аспирант Калифорнийского технологического института, в своем электронном письме Live Science. - Либо нам очень повезло, либо такие объекты очень распространены в Млечном Пути. Они могут быть такими же обычными, как звезды."

Увеличительное стекло Эйнштейна

Большинство экзопланет в нашей галактике видны только благодаря звездам-хозяевам. В буквальном смысле звезды обеспечивают свет, который позволяет астрономам непосредственно наблюдать чужие миры. Когда планета слишком мала или слишком удалена, чтобы ее можно было увидеть непосредственно, ученые все еще могут обнаружить ее по небольшому гравитационному притяжению, которое она оказывает на свою звезду-носитель (так называемый метод радиальной скорости), или по мерцанию, возникающему, когда планета проходит перед обращенной к Земле стороной звезды (метод транзита).

У разбойничьих планет, по определению, нет звезды, которая освещала бы их путь — или освещала бы путь телескопа к ним. Вместо этого обнаружение чужих планет включает в себя аспект общей теории относительности Эйнштейна, известный как гравитационное линзирование. Благодаря этому явлению планета (или даже более массивный объект) действует как космическое увеличительное стекло, которое временно искажает свет объектов за ней с точки зрения Земли.

"Если массивный объект проходит между земным наблюдателем и далекой звездой-источником, его гравитация может отклонить и сфокусировать свет от источника", - пояснил Мроз в своем заявлении. - Наблюдатель измерит кратковременное свечение исходной звезды."

Впечатление художника о гравитационном событии микролинзирования свободно плавающей, или бродячей, планеты. При микролинзировании гравитация объекта заставляет свет от фонового источника искривляться-астрономическое явление, которое проявляется в виде искажений на снимках, сделанных с Земли. (Фото: Jan Skowron / Astronomical Observatory, University of Warsaw)

Чем меньше этот искривляющий свет объект, тем короче будет воспринимаемое сияние звезды. В то время как планета, масса которой в несколько раз превышает массу Юпитера, может создать эффект осветления, который длится несколько дней, жалкая планета, масса которой равна массе Земли, осветит исходную звезду всего на несколько часов или меньше, говорят исследователи. Это исключительно редкое явление называется микролинзированием."

"Шансы наблюдать микролинзирование чрезвычайно малы", - добавил Мроз в своем заявлении. -Если бы мы наблюдали только одну исходную Звезду, нам пришлось бы ждать почти миллион лет, чтобы увидеть источник в микролинзах."

К счастью, Мроз и его коллеги наблюдали не одну звезду, а сотни миллионов из них. Используя наблюдения из эксперимента оптического гравитационного линзирования (OGLE), исследования звезд , основанного в Варшавском университете в Польше, которое обнаружило по меньшей мере 17 экзопланет с 1992 года, команда смотрела в центр Млечного пути, ища любые признаки микролинзирования.

В июне 2016 года они стали свидетелями самого короткого события микролинзирования, когда-либо виденного. Рассматриваемая звезда, расположенная примерно в 27 000 световых лет от нас в самой плотной части галактики, светилась всего 42 минуты. Расчеты показали, что объект-нарушитель не был привязан ни к одной звезде в пределах 8 астрономических единиц (AU, или в восемь раз больше среднего расстояния от Земли до Солнца), предполагая, что это почти наверняка была крошечная планета на бегу, выброшенная из своей родной Солнечной системы после столкновения с гораздо более массивным объектом.

В зависимости от того, как далеко планета находится от исходной звезды (это невозможно определить с помощью современных технологий), разбойничий мир, вероятно, находится между половиной и одной массой Земли. В любом случае, этот блуждающий мир был бы самой маломассивной планетой-изгоем, когда-либо обнаруженной. По словам Мроза, это "огромная веха" для науки о формировании планет.

"Теории формирования планет предсказывали, что большинство свободно плавающих планет должны иметь массу Земли или меньше, но это первый раз, когда мы смогли найти такую маломассивную планету",-сказал Мроз. "Это действительно удивительно, что теория Эйнштейна позволяет нам обнаружить крошечный кусок камня, плавающий в галактике."

Вскоре за ними может последовать еще много крошечных кусочков породы, сказал соавтор исследования Радек Полески из Варшавского университета в интервью Live Science. Будущие телескопы для охоты за планетами, такие как космический телескоп Nancy Grace Roman НАСА (запуск которого намечен на середину 2020-х годов), будут гораздо более чувствительны к самым молодым событиям микролинзирования галактики, чем почти 30-летний эксперимент OGLE, сказал Полески. Если осиротевшие планеты примерно такой же массы, как Земля, действительно являются одними из самых распространенных обитателей галактики, то вскоре их станет намного больше.