Тесс обнаруживает первый известный Ультрахот Нептуна: LTT 9779b

Астрономы обнаружили сверхкороткопериодическую экзопланету размером с Нептун, вращающуюся вокруг яркой солнцеподобной звезды LTT 9779.

Впечатление художника от сверхгорячего Нептуна LTT 9779b и его родительской звезды LTT 9779. Фото: Рикардо Рамирес, Universidad de Chile.

LTT 9779-звезда типа G8, расположенная на расстоянии 260 световых лет в созвездии Скульптора.

Также известная как TOI-193, CD-38 15670 и HIC 117883, звезда имеет возраст около 2 миллиардов лет и богата металлами, имея в своей атмосфере вдвое больше железа, чем Солнце.

Названная LTT 9779b, новообретенная планета вращается так близко к своей звезде, что ее год длится всего 19 часов, а звездное излучение нагревает планету до 1727 градусов Цельсия (3141 градус по Фаренгейту). При таких температурах тяжелые элементы, такие как железо, могут быть ионизированы в атмосфере и молекулы диссоциированы.

Инопланетный мир в 4,6 раза больше Земли и в 29 раз массивнее. Его средняя плотность аналогична плотности Нептуна, и его атмосфера составляет около 9% от общей массы планеты.

"LTT 9779 очень богат металлами, с вдвое большим количеством железа, чем в атмосфере Солнца, что может указывать на то, что планета изначально была гораздо большим газовым гигантом, потому что эти типы планет формируются преимущественно вблизи звезд с высоким содержанием железа”,-сказал соавтор исследования доктор Энрик Палле, астроном из Института астрофизики Канарских островов.

Транзиты LTT 9779b были обнаружены в данных, собранных спутником NASA Transiting Exoplanet Survey Satellite (TESS).

Последующие наблюдения с помощью спектрографа HARPS в обсерватории ESO La Silla в Чили подтвердили планетарный характер транзитов.

"Открытие LTT 9779b так рано в миссии TESS стало полной неожиданностью", - сказал ведущий автор исследования профессор Джеймс Дженкинс, астроном с кафедры астрономии Университета Чили.

"Большинство транзитных событий с периодами менее одного дня являются ложноположительными, обычно фоновыми затмениями двойных звезд.”

LTT 9779b расположен в так называемой "нептуновой пустыне", области, лишенной планет, если мы посмотрим на население планетных масс и размеров.

Модели говорят нам, что планеты, подобные LTT 9779b, должны быть лишены своих атмосфер с помощью процесса, называемого фотоэвапорацией, когда они приближаются к своим звездам.

Большие газовые гиганты, с другой стороны, обладают сильными гравитационными полями, которые могут удерживать их атмосферу, и поэтому мы в конечном итоге получаем дефицит планет, таких как Нептун с самыми короткими орбитальными периодами.

"Модели планетарной структуры говорят нам, что планета является гигантским ядром, в котором доминирует мир, но самое главное, что должно существовать от двух до трех земных масс атмосферного газа”,-сказал профессор Дженкинс.

“Но если звезда такая старая, то почему вообще существует атмосфера? Ну, если LTT 9779b начал свою жизнь как газовый гигант, то процесс, называемый переполнением Роша-лепестка, мог бы перенести значительное количество атмосферного газа на звезду.”

“Возможно также, что LTT 9779b прибыл на свою текущую орбиту довольно поздно днем и поэтому не успел освободиться от атмосферы.”

- Столкновения с другими планетами системы могли отбросить его внутрь, к звезде. Действительно, поскольку это такой уникальный и редкий мир, более экзотические сценарии могут быть правдоподобными.”

"LTT 9779b-интригующая планета, первая в своем роде открытая”,-сказал соавтор исследования доктор Эд Гиллен, исследователь из Кавендишской лаборатории.

"Это особенно интересно из-за своей особенности: как эта планета оказалась на такой короткой периодической орбите и почему она все еще обладает атмосферой?”

- К счастью, планетная система расположена поблизости, так что мы можем изучить ее в деталях, что обещает новое понимание того, как такие планеты появляются и из чего они сделаны.”