Тера Из Космоса

Астрономы обнаружили самый мощный гамма-всплеск, который когда-либо наблюдался.

Гамма-всплески-это самое энергетическое явление, известное человечеству. Хотя и недолговечные, они затмевают звезды и даже галактические квазары. Обычно они показывают энергию в области десятков гига-электрон-вольт, но впервые исследователи обнаружили гамма-всплеск в области Тера-электрон-вольт. Этот уровень энергии уже давно теоретизируется, и это исследование демонстрирует, что эти энергии на самом деле могут быть более распространенными, чем когда-то думали.

В разгар Холодной войны между США и бывшим Советским Союзом на околоземной орбите находились спутники, единственной целью которых было следить за характерным гамма-излучением атомного взрыва. Время от времени эти спутники посылали сигнал тревоги своим диспетчерам, которые, без сомнения, пытались выяснить, что видели глаза наверху. Только в этих случаях не было никаких свидетельств ядерного взрыва, и благодаря повторным наблюдениям с нескольких спутников казалось, что сигналы идут не с Земли, а на самом деле из космоса.

Именно так были впервые обнаружены гамма-всплески (ГРБ). Но потребовалось много лет, чтобы эти данные достигли научного сообщества, поскольку в то время они были строго засекречены. Перенесемся на сегодняшний день, и теперь астрономы имеют довольно хорошее представление об этих высокоэнергетических явлениях. GRBs возникают в результате образования нейтронных звезд или черных дыр при коллапсе умирающих звезд. Они запускаются потоками плазмы, выбрасываемой со скоростью, близкой к скорости света.

GRBs сначала выдают свое присутствие короткими вспышками гамма-лучей с энергиями в области мегаэлектронвольт (МэВ), или миллионов электрон-вольт. Один электронный вольт-это эквивалентная энергия, которую получает один электрон при ускорении напряжением в один вольт. Горячий хвост коротких вспышек - это длительное послесвечение электромагнитного излучения от более слабых радиоволн до сильных гамма-лучей с энергиями гига-электрон-вольт (ГэВ) — миллиарды электрон-вольт. Это были самые высокие энергии GRB, наблюдаемые до сих пор.

"Теоретически были предсказаны высокоэнергетические ГРБ с энергиями в области Тера-электрон-вольт (ТэВ) (триллионы электрон-вольт). Астрономы искали такие мощные всплески в течение 15 лет”, - сказал профессор Масахиро Тесима из Института космических исследований Токийского университета. “Моя международная команда и я с гордостью объявляем об открытии первого гамма-всплеска с наблюдаемой энергией до 1 Тера-электрон-вольт, безусловно, самого высокоэнергетического фотона, когда-либо обнаруженного из GRB.”

GRB, о котором идет речь, называется GRB190114C (как это было замечено в январе). 14, 2019), и он был впервые замечен двумя научными спутниками на орбите вокруг Земли, обсерваторией Свифта НАСА Нила Герлса и космическим гамма-телескопом Ферми. Хотя приборы на них сделаны так, чтобы видеть гамма-лучи, ни один спутник не мог непосредственно наблюдать сигнал ТэВ. Однако, когда они замечают какую-либо активность GRB, они немедленно сигнализируют более универсальному наземному инструменту, который может, и это волшебство.

MAGIC расшифровывается как основной атмосферный гамма-визуализирующий телескоп Черенкова, и он обладает способностью обнаруживать высокоэнергетические гамма-лучи в области ТэВ. После того, как спутники поймали первоначальный всплеск, который не был ничем необычным, магия повернула свои два гигантских 17-метровых отражающих зеркала к источнику вовремя, чтобы увидеть высокоэнергетическое послесвечение гамма-излучения с беспрецедентной скоростью 0,3-1 ТэВ. Это началось через минуту после взрыва и продолжалось еще около 20 минут.

"Несмотря на то, что давно ожидалось, обнаружение гамма-лучей ТэВ от GRBs было чрезвычайно сложной задачей. Это было наконец реализовано здесь с очень высокой значимостью впервые, после многих лет технических усовершенствований и самоотверженных усилий”, - объяснил Тесима. "Продолжающиеся работы с существующими гамма-телескопами, а также с новым телескопическим комплексом Черенкова, который в настоящее время строится, обещают дать новое физическое понимание самых ярких электромагнитных взрывов во Вселенной.”