Сверхгорячий Юпитер кельт-9б настолько горяч, что даже атмосферные молекулы водорода ‘рвутся в клочья’

Используя данные из НАСА космический телескоп "Спитцер", астрономы нашли доказательства того, что тепло в атмосфере кельт-9б, самый жаркий известные транзитные экзопланеты, это слишком даже для молекулы водорода остаться нетронутыми — они, скорее всего, разорвал на освещенной стороне планеты, не на реформы, пока их разрозненные атомы потока вокруг планеты на ночной стороне. Результаты исследования опубликованы в журнале Astrophysical Journal Letters.

Впечатление художника от заката солнца на ультрахоте Jupiter KELT-9b. Image credit: Denis Bajram.

KELT-9b принадлежит к семейству сверхгорячих Юпитеров, невероятно горячих гигантских экзопланет, которые вращаются очень близко к своим родительским звездам.

Планета представляет собой газовый гигант примерно в 2,8 раза массивнее Юпитера, но лишь наполовину плотнее.

Он вращается вокруг своей звезды-носителя, кельт-9, за 36 часов на расстоянии всего 1/30 от Земли до Солнца.

При температуре около 9 900 градусов Цельсия (17 850 градусов по Фаренгейту) звезда-хозяин находится на разделительной линии между звездами типа А и В. Также известная как HD 195689, звезда находится примерно в 650 световых годах от нас в созвездии Лебедя.

Кельт-9b приливно-отливно привязан к звезде, и его дневная сторона постоянно бомбардируется звездным излучением.

С дневной температурой, достигающей максимума в 4327 градусов по Цельсию (7 820 градусов по Фаренгейту), планета горячее, чем большинство звезд.

"Эта планета настолько экстремальна по температуре, что она немного отличается от многих других экзопланет”, - сказала Меган Мэнсфилд, аспирантка Чикагского университета.

“Есть и другие горячие юпитеры и сверхгорячие Юпитеры, которые не так горячи, но все еще достаточно теплы, чтобы этот эффект имел место.”

Мэнсфилд и ее коллеги использовали Spitzer для анализа профилей температуры от KELT-9b.

Спитцер может измерять тонкие колебания температуры. Повторяясь в течение многих часов, эти наблюдения позволяют телескопу фиксировать изменения в атмосфере, когда планета представляет себя в фазах во время обращения вокруг звезды. Различные половины планеты катятся в поле зрения, когда она вращается вокруг своей звезды.

Это позволило астрономам увидеть разницу между дневной и ночной сторонами кельта-9В.

Большой вопрос для исследователей, пытающихся понять атмосферу экзопланет, заключается в том, как радиация и поток уравновешивают друг друга. Компьютерные модели являются основными инструментами в таких исследованиях, показывая, как эти атмосферы, вероятно, будут вести себя при различных температурах.

Наиболее подходящей для данных кельт-9В была модель, включающая разрыв и повторную сборку молекул водорода-процесс, известный как диссоциация и рекомбинация.

“Если вы не учитываете диссоциацию водорода, вы получаете действительно быстрые ветры со скоростью 37 миль в секунду (60 км/с). Это, наверное, маловероятно, - сказал Мэнсфилд.

Оказалось, что кельт-9b не имеет огромных перепадов температур между его дневной и ночной сторонами, что предполагает тепловой поток от одной к другой.

И горячая точка на дневной стороне, которая, как предполагается, находится прямо под звездой этой планеты, была смещена от своего ожидаемого положения.

Ученые не знают, почему — еще одна загадка, которая должна быть решена на этой странной, горячей планете.