Спорная утраченная тектоническая плита, возможно, была обнаружена геологами

Геологи сходятся во мнении, что около 60 миллионов лет назад тектонические плиты Фараллон и Кула покрывали огромную площадь земной поверхности за Тихим океаном, у берегов Северной Америки. Тем не менее, есть споры о том, существовала ли третья пластина, называемая Воскресением.

Теперь исследователи из Хьюстонского университета считают, что они, возможно, нашли останки Воскресения , скрывающиеся под северной Канадой – раздавленные, измененные и погребенные в процессе субдукции, когда тектонические плиты скользят друг в друга.

Они назвали остатки плиты "юконской плитой".

"Мы считаем, что у нас есть прямые доказательства существования воскрешающей плиты", - говорит геолог Спенсер Фастон. "Мы также пытаемся решить спор и отстаивать ту сторону, которую поддерживают наши данные."

С помощью некоторых подробных сканирований недр Земли и компьютерного моделирования , которое возвращает геологические часы назад к ранней кайнозойской эре, исследователи показали, как Воскресение могло прорезаться рядом с плитами Фараллона и Кула.

Тектоническая реконструкция плит западной части Северной Америки 60 миллионов лет назад. (университет Хьюстона)

Это не первый случай, когда ученые обнаружили признаки существования воскрешающей плиты-названной в честь полуострова воскрешения близ Сьюарда на Аляске – но до сих пор доказательства были менее чем убедительными.

В этом случае исследователи проанализировали изображения мантийной томографии, которые работают как компьютерная томография Земли. Они были объединены с процессом, известным как разворачивание плиты, используя 3D-отображение, чтобы откатить преобразования плиты, чтобы вернуть ей первоначальную форму.

Анимация ниже показывает реконструкцию тектоники плит от 60 миллионов лет назад (Ma) до сегодняшнего дня.

"Когда эта древняя Воскрешающая тектоническая плита была "поднята" на поверхность Земли и реконструирована, ее границы хорошо совпадают с древними вулканическими поясами в штате Вашингтон и на Аляске, обеспечивая столь желанную связь между древним Тихим океаном и североамериканской геологической летописью", - говорит геолог Джонни Ву из Хьюстонского университета.

Помимо решения тектонической загадки, возникшей около 60 миллионов лет назад, это открытие могло бы помочь и в наши дни, выявив залежи полезных ископаемых и углеводородов и повысив точность моделирования вулканов.

"Вулканы формируются на границах плит, и чем больше плит у вас есть, тем больше вулканов у вас есть", - говорит Ву.

- Вулканы также влияют на изменение климата. Поэтому, когда вы пытаетесь смоделировать землю и понять, как изменился климат с тех пор, вы действительно хотите знать, сколько вулканов было на Земле."

(Fuston and Wu, GSA Bulletin 2020)

Нам еще предстоит многое узнать о тектонической истории планеты, а в недавних исследованиях рассматриваются вопросы временных масштабов этой геологической эволюции и того, как эти тектонические плиты развивались в первую очередь.

И, конечно же, это смещение, скольжение и субдукция все еще продолжаются на поверхности планеты сегодня: исследователи определили основные места активности под Атлантическим океаном и на северо-западе США.

Согласно расчетам исследователей, края того, что они называют воскрешающей плитой, совпадают с хорошо известными областями вулканической активности, что подтверждает идею о том, что остатки плиты, обнаруженные под северной Канадой, действительно являются воскрешением.