Скарлатина возвращается. Во всем виноват бактериальный "клон".

Когда-то скарлатина была ведущей причиной смерти детей во всем западном мире, но благодаря медицине 20-го века она была почти искоренена. Но свежие вспышки в Великобритании и Северо-Восточной Азии за последние годы говорят о том, что нам еще предстоит пройти долгий путь.

Просто почему мы переживаем возрождение смертельного патогена-это загадка. Новое исследование обнаружило ключи в геноме одного из бактериальных штаммов, ответственных за это, показывая, насколько сложным может быть генеалогическое древо инфекционных заболеваний.

Вид, стоящий за болезнью, - это стрептококк группы А, или Streptococcus pyogenes; шарообразный микроб, который может вырабатывать токсичные соединения, называемые суперантигенами, способные сеять хаос внутри организма. Особенно у детей.

Результаты могут быть такими же мягкими, как неприятный случай фарингита или плохой сыпи, или такими же серьезными, как токсический шок, который вызывает отказ органов.

С появлением антибиотиков вспышки болезни можно было легко контролировать, пока они не вышли из-под контроля. К 1940-м годам болезнь была уже на излете.

Похоже, что все меняется.

"После 2011 года глобальный охват пандемии стал очевиден благодаря сообщениям о второй вспышке в Великобритании, начавшейся в 2014 году, и теперь мы обнаружили изоляты вспышки здесь, в Австралии", - говорит молекулярный биолог Университета Квинсленда Стефан Броувер.

"Это глобальное возрождение скарлатины вызвало более чем пятикратный рост заболеваемости и более 600 000 случаев заболевания по всему миру."

Возглавляя международную группу исследователей в исследовании генов стрептококков группы А, Брауэр смог охарактеризовать различные суперантигены, продуцируемые одним конкретным штаммом из Северо-Восточной Азии.

Среди них был своего рода суперантиген, который, по-видимому, дает бактериальным захватчикам новый умный способ получить доступ к внутренностям клеток хозяина, никогда ранее не встречавшийся среди бактерий.

Его новизна подразумевает, что эти вспышки не происходят от тех же штаммов бактерий, которые бороздили сообщества в прошлые столетия. Скорее, это близкородственные популяции стрептококков группы А, которые самостоятельно научились одному-двум новым трюкам.

Один из способов, которым сходные организмы могут развить одни и те же характеристики – такие как повышенная вирулентность – это для естественного отбора независимо настраивать общие гены таким же образом.

Но другие исследования уже показали, что этот штамм бактерий получил помощь в виде собственной инфекции, вызванной одним из видов вируса, называемого фагом.

"Токсины были бы перенесены в бактерию, когда она была заражена вирусами, которые несли гены токсина", - говорит биолог Марк Уолкер, также из Университета Квинсленда.

"Мы показали, что эти приобретенные токсины позволяют Streptococcus pyogenes лучше колонизировать своего хозяина, что, вероятно, позволяет ему конкурировать с другими штаммами."

В процессе, известном как горизонтальный перенос генов, ген, который развился в одном микробе, может быть включен в геном вируса и отредактирован в ДНК нового хозяина, создавая своего рода клон оригинала.

Хотя это едва ли ограничивается бактериями, это быстрый и удобный способ для одноклеточных микробов адаптироваться. Такие украденные гены могут предоставить патогенам новые способы проникновения в ткани хозяина или противостоять химической войне, которая в противном случае держала бы их в страхе.

В данном случае он помог менее серьезному штамму бактерий разработать оружие, которое делает его столь же опасным, как и его побежденный родственник.

Чтобы дважды проверить важность приобретенного суперантигена, исследователи использовали генетическое редактирование, чтобы отключить их кодирование. В результате штаммы потеряли способность к колонизации животных моделей, используемых для проверки вирулентности бактерий.

На данный момент наше управление еще большей угрозой, похоже, сдерживает самые последние вспышки скарлатины. Распространяясь через аэрозоли так же, как SARS-CoV-2, стрептококк группы А вряд ли станет эпидемией при существующих ограничениях.

"Но когда социальная дистанцированность в конечном счете ослабляется, скарлатина, скорее всего, вернется", - говорит Уокер.

-Точно так же, как КОВИД – 19, в конечном счете вакцина будет иметь решающее значение для искоренения скарлатины-одной из самых распространенных и смертельных детских болезней в истории."