Редактирование ВИЧ с помощью технологии CRISPR

Почти 37 миллионов человек имеют вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), являющийся причиной СПИДа. Лечение этой инфекции-антиретровирусная терапия (арт) - может предотвратить прогрессирование заболевания, позволяя людям жить более долгой и здоровой жизнью. Но даже при арт вирус все еще остается в организме, копируясь в ДНК инфицированных клеток.
В этом году исследователи описали новую форму арт, которая в сочетании с редактированием генов CRISPR уничтожила вирус во время тестирования на мышах — большой шаг к новым терапевтическим возможностям для пациентов с ВИЧ.
Чтобы имитировать человеческую инфекцию у мышей, исследователи использовали “гуманизированных мышей”, которые производят человеческие иммунные клетки, а не мышиные иммунные клетки. Эти человеческие клетки восприимчивы к ВИЧ. Когда команда ввела мышам вирус, они увидели, что инфекция поселилась в тех местах, где она была бы у людей: в ДНК в клетках лимфатических узлов, селезенки, печени, легких и головного мозга.

Команда использовала мышей для тестирования нового, так называемого “длительно действующего медленного эффективного высвобождения” (лазерного) арт-лечения. В терапии используются ретровирусные наночастицы, которые требуют больше времени для растворения и дольше сохраняются в организме, чтобы предотвратить репликацию вируса. Они обнаружили, что лазерная арт-терапия, применяемая каждые несколько недель, а не ежедневно, останавливает 99 процентов репликации вируса. Но, как и в случае со стандартной арт, новое лечение не могло удалить ни одной части вируса, которая уже вошла в ДНК пациента.
Поэтому для окончательного удара исследователи использовали редактирование генов CRISPR, чтобы вырезать ДНК вируса из геномов инфицированных мышей. Это устранило все следы ВИЧ от более чем 30 процентов мышей, сообщила команда в июле в журнале Nature Communications.
“Наши результаты впервые показывают, что ВИЧ можно вылечить из инфицированной клетки, и клетка останется свободной от вирусов”,-сказал вирусолог Университета Темпла Камель Халили, один из старших исследователей, ведущих исследование. Он говорит, что результаты показывают перспективность для продвижения вперед в течение нескольких лет к испытаниям на нечеловеческих приматах и, в конечном счете, к людям.