Проверка фактов: что происходит с обнаружением фосфина на Венере?

С тех пор как в сентябре прошлого года было объявлено об открытии химического вещества под названием фосфин на Венере, научное сообщество пребывало в смятении. Ученые публиковали статьи взад и вперед, пытаясь развенчать или поддержать это утверждение.

С появлением двух новых газет на этой неделе некоторые утверждают, что гвозди забиваются в фосфиновый гроб. Однако мы подозреваем, что это открытие будет тщательно изучаться и обсуждаться в течение еще некоторого времени.

Так в чем же дело на самом деле? Читайте дальше для краткого букваря.

Фосфин на Венере? Почему это имеет значение?

Само открытие довольно увлекательно. Используя два различных инструмента в разное время - телескоп Джеймса Клерка Максвелла (JCMT) в 2017 году и большой миллиметровый/субмиллиметровый массив Атакама (ALMA) в 2019 году-команда во главе с астробиологом Джейн Гривз из Кардиффского университета в Великобритании обнаружила спектральную сигнатуру химического вещества под названием фосфин в атмосфере Венеры, в 20 частях на миллиард. Результаты исследований были опубликованы в журнале Nature Astronomy.

Как мы сообщали в свое время, здесь, на Земле, фосфин был найден в изобилии в анаэробных (с низким содержанием кислорода) экосистемах. Он встречается в болотах и шламах, где процветают анаэробные микробы. Он содержится в кишечнике и, ну, в пердежах. Каким-то образом анаэробные микроорганизмы вырабатывают фосфин. А облака Венеры анаэробны.

Хотя Гривз и ее команда исключили многие возможные пути образования абиотического венерианского фосфина, они были очень осторожны, чтобы отметить, что могут быть и другие способы появления этого химического вещества. Во-первых, здесь, на Земле, вулканы производят фосфин, и у нас есть доказательства того, что Венера все еще вулканически активна. (Вулканическое происхождение позже было признано правдоподобным в другом препринте.)

В любом случае, обнаружение было захватывающим, но упоминание о микробном происхождении вызвало много спекуляций и много последующих исследований со стороны других ученых.

А что было дальше?

Ну, тут все немного усложнилось. Во-первых, группа ученых изучила исторические данные о Венере и обнаружила, что зонд "Пионер" мог обнаружить фосфин еще в 1978году . Этот документ еще не принят к публикации. Другой, представленный в журнал Science и также еще не прошедший рецензирование, утверждал, что обнаружил аминокислоту глицин - строительный блок белка - на Венере.

Другие ученые начали изучать полученные данные. Три отдельные статьи-одна с тех пор опубликована в журнале Astronomy & Astrophysics по данным ALMA, другая опубликована в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society по данным JCMT, а другая повторно анализирует оба набора данных и все еще ожидает рецензирования - не обнаружили существенного обнаружения фосфина в атмосфере Венеры.

Затем выяснилось, что произошла ошибка при обработке данных наблюдений ALMA. Гривз потребовал, чтобы эти данные были переработаны; эти переработанные данные были предоставлены общественности в ноябре 2020 года.

Гривз и ее команда проанализировали новые данные и обнаружили , что они все еще могут обнаружить фосфин на Венере, но в меньших количествах - в среднем по миру от 1 до 4 частей на миллиард, с локализованными пиками от 5 до 10 частей на миллиард.

Поскольку диоксид серы и фосфин поглощают излучение вблизи частоты 266,94 гигагерца, некоторые предположили, что Гривз и ее команда, возможно, обнаружили диоксид серы (также производимый вулканической активностью), а не фосфин. В своей новой работе Greaves et al. исключили двуокись серы. Спектральная линия поглощения, интерпретируемая как химический отпечаток фосфина, была слишком широка, чтобы быть двуокисью серы, и на Венере ее было недостаточно для получения наблюдаемого сигнала.

За ней последовала третья статья от Гривза и ее команды, защищавшая надежность фосфинового сигнала.

Хорошо, так почему же это снова появилось в новостях?

Выпали две новые статьи , одна из которых была опубликована в Astrophysical Journal Letters, а другая была принята к публикации в Astrophysical Journal Letters, повторно анализируя полученные данные. Обе бумаги вносят свой вклад в монтажную кучу против фосфина.

В первой статье был проведен повторный анализ обоих наборов данных ALMA до и после их переработки. Команда обнаружила спектральную линию на уровне 266,94 гигагерца в более раннем наборе данных, но не обнаружила значительного сигнала после повторной обработки. Они также обнаружили, что диоксид серы может появляться по крайней мере в 10 частях на миллиард и не обнаруживаться Альмой, предполагая, что он может быть более распространенным, чем полагали Гривз и ее команда.

Во второй работе использовались данные многолетних наблюдений за Венерой для моделирования условий в венерианской атмосфере и определения поведения фосфина и диоксида серы. Они обнаружили, что сигнал 266,94 гигагерца лучше всего подходит для источника на высоте около 80 километров (50 миль) над облачными палубами, а не от 50 до 60 километров, как предлагали Гривз и ее команда.

На такой высоте фосфин долго не протянет, так что лучшим объяснением будет двуокись серы, заключили они.

И на этом все закончилось? Неужели обнаружение фосфина Венеры умерло?

Даже близко нет! Во-первых, Гривз и ее команда, вероятно, ответят на новые статьи, которые вызовут больше откликов, с большим количеством симуляций и моделирования, а также хруста чисел и, возможно, даже экспериментов, чтобы определить, каковы возможности и вероятности.

Кроме того, ничто из того, что мы видели до сих пор, не является окончательным. Более чем вероятно, что единственный способ положить конец спору - это провести более детальные наблюдения с помощью более мощных инструментов. Возможно, нам придется немного подождать. Есть несколько предлагаемых миссий на Венеру в стадии разработки, но часто между предложением и исполнением проходит много времени.

Однако это наука в ее абсолютном лучшем проявлении. Здесь есть "истина" и "ложь". На Венере либо есть фосфин, либо его нет. Ученые будут использовать свой творческий потенциал, чтобы попытаться решить эту проблему, что приведет к усовершенствованию методов и инструментов анализа.

В конце концов, мы узнаем правду. И какова бы ни была эта истина, она научит нас чему-то новому о нашей Вселенной.