Просто самый большой известный взрыв в истории Вселенной

Не веди себя так, будто ты видел нечто большее.

• Астрономы сообщили в Астрофизическом журнале, что они обнаружили самый мощный взрыв в известной вселенной.
  • Команда собрала смесь рентгеновских и радиоволновых данных с космического телескопа НАСА "Чандра", космического телескопа ЕКА "хмм-Ньютон" и наземных телескопов в Индии и Австралии.
  • Астрономы впервые наблюдали свидетельства взрыва, который исходит от сверхмассивной черной дыры, в 2016 году, но смогли подтвердить его возникновение только недавно.

Астрономы обнаружили остатки гигантского извержения газа, звездного материала и высокоэнергетических частиц, исходящих из центра далекого скопления галактик. Это может быть самый большой взрыв, когда-либо виденный.

Команда, возглавляемая Симоной Джацинтуччи из военно-морской исследовательской лаборатории в Вашингтоне, округ Колумбия, утверждает, что обнаружила самый мощный взрыв, когда-либо зарегистрированный во Вселенной. Яркий всплеск энергии был обнаружен в скоплении галактик Змееносцев, примерно в 390 миллионах световых лет от Земли.

В некоторых случаях сверхмассивные черные дыры выплевывают столько же энергии и материала, если не больше, чем они поглощают, образуя массивные струи, которые простираются в космос. "В некотором смысле этот взрыв похож на извержение вулкана Маунт. Сент-Хеленс в 1980 году сорвал вершину горы", - говорится в заявленииДжацинтуччи . - Главное отличие состоит в том, что вы можете поместить пятнадцать галактик Млечного Пути подряд в кратер, который это извержение пробило в горячем газе скопления."

Скопления галактик-невероятно активные очаги космического пространства. Будучи самыми большими объектами во Вселенной, они представляют собой запутанную сеть галактик и звездных систем, удерживаемых вместе паутиной темной материи и газа.

Команда проводила наблюдения с помощью рентгеновской обсерватории НАСА "Чандра" и рентгеновского телескопа ЕКА "XMM-Newton" на орбите Земли. Ученые также использовали данные радиосвязи из массива Мерчисон-Уайдфилд в Австралии и гигантского Метроволнового радиотелескопа в Индии. Результаты своей работы они опубликовали 27 февраля в журнале Astrophysical Journal. (Вот препринт статьи.)

Предыдущим рекордсменом по величине взрыва во Вселенной было скопление галактик MS 0735.6+7421, которое астрономы обнаружили в созвездии Камелопардалис в 2003 году. В случае MS 0735.6+7421 сверхмассивная черная дыра в центре главной галактики скопления произвела извержение настолько мощное, что оно создало две обширные полости в скоплении. Это последнее извержение в пять раз мощнее MS 0735.6+7421.

Астрономы не верят, что струи, исходящие из сверхмассивной черной дыры, все еще активны. Для их образования требуется огромное количество материала и энергии, и сила космического взрыва могла бы вывести газ и другие материалы из зоны действия черной дыры, оставив ее неспособной вакуумировать близлежащее звездное вещество.

Подтверждение существования этого взрыва было получено очень давно. Четыре года назад команда под руководством Норберта Вернера из Стэнфордского университета обнаружила признаки мощного взрыва но они не думали, что черная дыра может генерировать такое количество энергии, необходимое для создания такого мощного взрыва. И только недавно—благодаря дополнительным данным радиосвязи—взрыв энергии был подтвержден.

Астрономы часто собирают наблюдения в широком диапазоне длин волн, чтобы получить более ясную картину того, что происходит в далеком космосе. "Радиоданные помещаются в рентгеновские лучи, как рука в перчатке", - говорится в заявлении астрофизика Максима Маркевича из Центра космических полетов имени Годдарда НАСА. - Это тот самый довод, который говорит нам, что здесь произошло извержение беспрецедентных размеров."