Познакомьтесь с дискообразным ореолом горячего газа, в котором вы сейчас живете

Размер и форма гало Млечного Пути могут дать ключ к истории нашей Вселенной.

Ученые уже давно подозревают, что гало, окружающие галактики, включая наш Млечный Путь, возможно, скрывают много материи, оставшейся от рождения нашей Вселенной.ESO/S. Brunier

За спиральными рукавами нашей галактики лежит гигантский ореол горячего газа. Млечный Путь сформировался внутри этого облака, которое известно как окружная Галактическая среда, и оно может содержать ключи к пониманию давней тайны: что случилось со всей материей, которая существовала в начале Вселенной? Теперь ученые определили, что гало Млечного Пути имеет дискообразную форму и комковатую текстуру, которая предполагает, что он постоянно обменивается газом и энергией с галактикой, когда звезды рождаются и умирают.

” Наша галактика постоянно образует звезды, и этот газ должен откуда-то поступать", - говорит Филип Каарет, профессор физики и астрономии в Университете Айовы. Новые открытия, которые Каарет и его коллеги опубликовали 19 октября в журнале Nature Astronomy, указывают на то, что топливо для этих звезд поступает из окологалактической среды. Это означает, что газовое гало, окружающее нашу галактику, не является самостоятельной сущностью, а скорее постоянно взаимодействует с Млечным Путем, говорит Каарет.

Ученые уже давно подозревают, что гало, окружающие галактики, включая наш Млечный Путь, возможно, скрывают много материи, оставшейся от рождения нашей Вселенной. Исследователи подсчитали, что все звезды, планеты и другие источники вещества должны составлять намного больше обычной, или барионной, материи, чем мы можем реально измерить в нашем уголке Вселенной. “[Если вы] подсчитаете всю материю во всех различных формах, вы не получите всего, что вы должны иметь”, - говорит Каарет. Астрономы изо всех сил пытались идентифицировать примерно треть массы, которая, как мы знаем, существовала в начале Вселенной. Это может быть в ореолах вокруг галактик или, как недавно предположила другая статья, в нитях, протянувшихся между галактиками.

Каарет и его коллеги надеялись исследовать этот вопрос, измеряя размер и форму гало Млечного Пути. Если наша галактика расположена внутри огромной газовой сферы, то это гало может хранить достаточно массы, чтобы объяснить “недостающую” материю Млечного Пути.

Исследователи использовали спутник HaloSat, запущенный в 2018 году, для измерения рентгеновских лучей, испускаемых кислородом в окологалактической среде. Это позволило им составить “карту " гало с более интенсивными выбросами, указывающими на области с более плотными газами.

“Если мы [находимся] внутри этой большой, квазисферической вещи, которая намного больше галактики, гало должно выглядеть примерно одинаково во всех направлениях”, - говорит Каарет. "Если мы находимся в тонком диске, [тогда] если вы посмотрите прямо "вверх" через диск, вы увидите очень мало материала.”

Материал, который Каарет и его коллеги смогли измерить, образовал форму, которая была больше похожа на очертания фрисби, чем на шар. Этот диск имеет слишком малую массу, чтобы объяснить отсутствие барионов, говорит он. Однако вполне возможно, что за пределами досягаемости спутника скрывается гораздо больше материи.

“Мы показали, что существует относительно тонкий слой горячего газа, окружающий [главный] диск галактики Млечный Путь, который является относительно плотным”, - говорит Каарет. “Оказывается, это то, что доминирует в рентгеновском излучении, поэтому Галосату трудно увидеть протяженный газ низкой плотности, который может находиться там.”

"Дискообразный компонент слишком яркий, чтобы мы могли исключить расширенное гало”, - добавляет он.

Каарет и его коллеги также обнаружили, что диск имеет комковатый состав, причем некоторые участки излучают рентгеновские лучи более интенсивно, чем другие. Эти сгустки указывают на места, где скопления звезд формируются и нагревают газ, говорит Каарет. Когда он и его команда сравнили их комковатый диск с уже существующими измерениями водорода-Еще один признак звездообразования—они поняли, что рентгеновские лучи были ярче в местах с большим количеством водорода.

Основываясь на своих выводах, команда считает, что горячий газ течет в нашу галактику из окологалактической среды и образует звезды. Когда звезды обретают форму и в конце концов умирают, они закачивают газ и энергию обратно в гало. “Это действительно явное доказательство того, что процесс образования галактик [новых звезд] является рециркуляцией вещества обратно в газ, из которого галактика первоначально сформировалась”, - говорит Каарет. "Нынешние поколения звездообразования на самом деле влияют на то, как будут происходить будущие поколения звездообразования.”