Повторяющийся быстрый радиовсплеск локализованный в массивной спиральной галактике

Астрономы точно определили галактику-источник быстрого радиовсплеска, известного как FRB 180916.J0158+65 (сокращенно FRB 180916) - что делает его самым близким известным нам примером и только вторым повторяющимся источником быстрых радиопомех, местоположение которого точно определено в небе.

Это изображение с 8-метрового телескопа Gemini North показывает SDSS J015800. 28+654253.0 (центр), принимающую галактику FRB 180916 (зеленый круг). Image credit: Gemini Observatory / National Optical-Infrared Astronomy Research Laboratory / AURA.

Быстрые радиовсплески (FRBs) - это таинственные всплески энергии из космоса. Они имеют длительность в миллисекунды и демонстрируют характерную дисперсионную развертку радиопульсаров.

Эти события испускают столько энергии за одну миллисекунду, сколько Солнце испускает за 10 000 лет, но физическое явление, которое их вызывает, неизвестно.

“Существует два основных типа быстрых радиовсплесков: ретрансляторы, которые мигают несколько раз, и неповторяющиеся, одноразовые события”,-сказал кшитий Аггарвал, аспирант Университета Западной Вирджинии.

Несмотря на сотни записей об этих таинственных источниках, астрономы точно определили только четыре таких всплеска. Теперь есть пятый: FRB 180916.

“Это наблюдение отмечает только второй раз, когда ученые определили местоположение повторяющегося быстрого радиовсплеска", - сказал Аггарвал.

В июне 2019 года астрономы использовали восемь телескопов Европейской сети VLBI для наблюдения FRB 180916, который был первоначально обнаружен телескопом CHIME (Canadian Hydrogen Intensity Mapping Experiment) в Британской Колумбии в 2018 году.

Они засекли четыре радиовсплеска, каждый из которых длился менее двух тысячных секунды.

Используя метод, известный как очень длинная базовая интерферометрия (VLBI), они достигли уровня разрешения, достаточно высокого, чтобы локализовать эти всплески в области примерно 7 световых лет в поперечнике.

Последующие наблюдения с помощью одного из крупнейших в мире оптических телескопов, 8-метрового Джемини Норт на Мауна-Кеа на Гавайях, показали, что всплески произошли из звездообразующей области SDSS J015800.28+654253.0, массивной спиральной галактики, расположенной в 500 миллионах световых лет от Земли.

“Эта галактика примерно в 7 раз ближе, чем единственный другой повторяющийся всплеск, который был локализован, и более чем в 10 раз ближе, чем любой из немногих неповторяющихся FRBs, которые ученым удалось точно определить”,-отметили исследователи.

“Мы использовали 8-метровый телескоп Gemini North для получения чувствительных изображений, которые показывали слабые спиральные рукава галактики, подобной Млечному Пути, и показали, что источник FRB находится в звездообразующей области в одном из этих рукавов”,-сказал доктор Шрихарш Тендулкар, астроном из Университета Макгилла.

- Это совершенно другая среда для повторяющегося FRB, по сравнению с карликовой галактикой, в которой был обнаружен первый повторяющийся FRB 121102.”

“Это самый близкий FRB к Земле, когда-либо локализованный”, - сказал доктор Бенито Маркоте, астроном Объединенного института Европейского исследовательского инфраструктурного Консорциума VLBI.

"Удивительно, но он был обнаружен в среде, радикально отличающейся от среды предыдущих четырех локализованных FRBs-среды, которая бросает вызов нашим представлениям о том, что может быть источником этих всплесков.”

Ученые надеются, что дальнейшие исследования позволят выявить условия, которые приводят к образованию этих таинственных переходных радиоимпульсов, и ответить на некоторые из многих вопросов, которые они ставят.

“У нас появился новый шанс, возможно, обнаружить излучение на других длинах волн — рентгеновское излучение или видимый свет, например. А если бы мы это сделали, то это сильно ограничило бы возможности моделей”, - говорит доктор Виктория Каспи, астрофизик из Университета Макгилла и ведущий участник сотрудничества CHIME/FRB.

“Наша цель состоит в том, чтобы точно локализовать больше FRBs и, в конечном счете, понять их происхождение”, - сказал доктор Джейсон Хессельс, астроном из Нидерландского института радиоастрономии (ASTRON) и Амстердамского университета.