Почему галактики имеют разную форму?

Впечатление художника от диска Вулфа, массивной дисковой галактики в ранней Вселенной.

(Изображение: © NRAO/AUI/NSF, S. Dagnello)

Посмотрите в ночное небо, и вы увидите звезды из сотен миллиардов галактик. Некоторые галактики-это кружащиеся голубые диски, как наш собственный Млечный Путь, другие-красные сферы или бесформенные, комковатые беспорядки или что-то среднее. Почему разные конфигурации? Оказывается, форма галактики говорит нам что-то о событиях в сверхдлинной жизни этой галактики.

На самом базовом уровне существует две классификации форм галактик: дисковая и эллиптическая. Дисковая галактика, также называемая спиральной галактикой, имеет форму жареного яйца, сказал Камерон Хуммельс, теоретический астрофизик из Калифорнийского технологического института. Эти галактики имеют более сферический центр, похожий на желток, окруженный диском газа и звезд-яичным белком. В эту категорию попадают Млечный Путь и наша ближайшая соседка по галактике Андромеда.

В теории дисковые галактики первоначально формируются из облаков водорода. Гравитация притягивает частицы газа друг к другу. Как водород атомы сближаются, облако начинает вращаться, и их коллективная масса увеличивается, что приводит к увеличению их гравитационной силы. В конце концов, гравитация заставляет газ сжиматься в закрученный диск. Большая часть газа находится в ободе, где он питает звездообразование. Эдвин Хаббл, который подтвердил существование галактик за пределами нашей всего лишь столетие назад, назвал дисковые галактики галактиками позднего типа, потому что он подозревал, что их форма означает, что они сформировались позже в истории Вселенной, согласно НАСА.

С другой стороны, эллиптические галактики — то, что Хаббл назвал галактиками раннего типа,-по — видимому, старше. По словам Роберта Бассетта, астрофизика-наблюдателя, изучающего эволюцию галактик в университете Суинберна в Мельбурне, Австралия, звезды в эллиптических галактиках не вращаются, как дисковые галактики, а движутся более хаотично. Эллиптические галактики считаются продуктом слияния галактик. Когда две галактики одинаковой массы сливаются, их звезды начинают притягиваться друг к другу гравитацией, нарушая вращение звезд и создавая более случайную орбиту, сказал Бассетт.

Не каждое слияние приводит к эллиптической галактике. Млечный Путь на самом деле довольно старый и большой, но сохраняет свою форму диска. Он увеличивал свою массу, просто втягивая карликовые галактики, которые намного меньше нашей родной галактики, и собирая свободный газ из вселенной. Однако Андромеда, наша дискообразная сестра-Галактика, На самом деле направляется прямо к Млечному пути, сказал Бассетт в интервью Live Science. Таким образом, через миллиарды лет две спиральные галактики могут слиться, и каждый из Звездных дисков дуэта будет смещать вращение другого, создавая более случайную эллиптическую галактику.

Эти слияния происходят далеко не мгновенно. Они занимают сотни миллионов, даже миллиарды лет. На самом деле, есть текущие слияния, которые движутся так медленно — с нашей точки зрения — что они кажутся статичными. -Они в основном пребывали в одном и том же состоянии, неизменном для всей человеческой цивилизации, - сказал Бассетт. Хаббл дал этим галактикам их собственную классификацию-нерегулярные галактики. Если посмотреть на них," они обычно представляют собой беспорядок с несколькими компонентами", сказал Хуммельс. - Нерегулярные галактики просто выглядят как большая железнодорожная катастрофа, - добавил Бассетт.

Эта галактика, известная как Mrk 820, классифицируется как линзовидная галактика. Вокруг Mrk 820 находится множество других типов галактик - от эллиптических до спиральных. (Image credit: ESA/Hubble & NASA and N. Grogin (STScI), подтверждение: Джуди Шмидт)

Наконец, менее распространенная форма, линзовидные галактики, по-видимому, представляют собой смесь эллиптической и дисковой галактик. Возможно, сказал Бассетт, когда дисковая галактика израсходует весь свой газ и не сможет образовать новых звезд, существующие звезды начнут взаимодействовать. Их гравитационное притяжение друг к другу создает форму, похожую на чечевицу — что-то вроде эллиптического, но все же вращающегося диска.

То, что ученые обнаружили до сих пор о галактиках и их трехмерных формах, было выведено с помощью тысяч 2D-изображений и полагаясь на другие свойства, такие как цвет галактик и движение, чтобы заполнить пробелы, сказал Бассетт.

Например, более молодой возраст дисковых галактик подтверждается их голубым цветом. Голубые звезды, как правило, больше, и они горят быстрее и горячее (синий свет имеет более высокую частоту и, следовательно, более энергичен, чем красный свет). В то же время эллиптические галактики заполнены более старыми звездами, называемыми красными карликами, которые горят не так горячо и быстро.

И все же, несмотря на все, что мы узнали о массивных небесных структурах вокруг нас, мы все еще многого не знаем, сказал Хуммельс.

"Формирование и эволюция галактик - один из самых больших открытых вопросов в области астрономии и астрофизики", - сказал Хуммельс.