По мнению исследователей, политика США может помешать устойчивому развитию космоса

Космическая политика Соединенных Штатов угрожает безопасному и устойчивому развитию последней границы, утверждают два исследователя.

США продвигают национальное , а не многостороннее регулирование космической добычи, подход, который может иметь серьезные негативные последствия, пишут астроном Аарон болей и политолог Майкл Байерс из Университета Британской Колумбии в Ванкувере в статье "политический форум", опубликованной сегодня в интернете (окт. 8 )в журнале Science.

Исследователи также указывают на заявление НАСА в прошлом месяце о том , что оно намерено покупать лунную грязь и грунт, собранные частными компаниями, и его план подписать двусторонние соглашения с международными партнерами, которые хотят участвовать в программе Агентства Artemis по исследованию Луны с экипажем.

Артемида, один из самых громких проектов НАСА, нацелен на возвращение астронавтов на Луну в 2024 году и установление долгосрочного, устойчивого присутствия человека на ближайшем соседе Земли и вокруг него к концу десятилетия. Чтобы все это произошло, потребуется широкое использование лунных ресурсов, таких как водяной лед, который скрывается на постоянно затененных полах полярных кратеров, заявили официальные лица НАСА.

Болей и Байерс уделяют особое внимание планируемым двусторонним соглашениям, известным как соглашения Артемиды. Продвигая их, США "упускают из виду передовую практику в отношении устойчивого развития космоса", пишут исследователи.

"Вместо того чтобы продвигаться вперед в одностороннем и двустороннем порядке, Соединенные Штаты должны поддержать переговоры по космической добыче в рамках Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях, того самого многостороннего органа, который разработал пять основных космических договоров 1960-х и 70-х годов", - пишут они в научной статье. (Наиболее важным из пяти является Договор по космосу 1967 года, который составляет основу международного космического права.)

"Между тем, действия НАСА должны рассматриваться как согласованные, стратегические усилия по перенаправлению международного космического сотрудничества в пользу краткосрочных коммерческих интересов США, с небольшим учетом связанных с этим рисков", — добавляют болей и Байерс.

Исследователи обеспокоены тем, что США создают неудачный прецедент для других стран, чтобы последовать за ними, и что космическая добыча и другие исследовательские работы могут поэтому продолжаться несколько небрежно и хаотично в недалеком будущем.

"Это наш худший сценарий — что у вас есть все эти различные национальные правила, и они могут значительно отличаться, они позволяют 'удобным флагом', они вызывают пренебрежение окружающей среды, масштабное загрязнение орбитальных сред, поверхности Луны с точки зрения отходов и так далее", - сказал Боули Space.com. "Вот о чем мы беспокоимся."

Он назвал растущую проблему космического мусора поучительной историей. На протяжении десятилетий космические державы разрешали запуски внутри страны, без особой международной координации, сотрудничества или долгосрочного планирования. В последние годы низкая околоземная орбита стала достаточно переполнена спутниками и кусками мусора, что столкновения являются реальной проблемой. Например, только в 2020 году Международной космической станции пришлось трижды маневрировать, чтобы избежать возможных столкновений.

Не все согласны с оценкой болея и Байерса космической политики США и ее возможных последствий. Например, Майк Голд, исполняющий обязанности заместителя администратора Управления международных и межведомственных связей НАСА, серьезно относится к характеристике дуэтом соглашений Артемиды.

Для начала, сказал Голд, эта характеристика основана на неполной информации, потому что соглашения Артемиды еще не были обнародованы. НАСА все еще оценивает и включает отзывы о тексте от своих международных партнеров.

"Соглашения являются гораздо лучшим документом из - за международной обратной связи", - сказал Голд Space.com.

Голд также сказал, что описание болеем и Байерсом планируемых двусторонних соглашений неверно во многих отношениях. В качестве примера он указал на следующий отрывок в новой статье "политический форум": "соглашения Артемиды должны включать признание права на коммерческую космическую добычу, подлежащую только национальному регулированию (то есть отсутствие необходимости в новом многостороннем соглашении), а также право компаний объявлять "зоны безопасности" вокруг своих операций, чтобы исключить других участников."

В соглашениях действительно четко прописано, что добыча и использование космических ресурсов разрешены, сказал Голд. Но это в основном все, что они говорят на эту тему, подчеркнул он; в соглашениях нет ничего о признании права на коммерческую добычу полезных ископаемых, подлежащего только национальному регулированию. А соглашения Артемиды будут заключаться между правительствами, так что часть о компаниях, объявляющих зоны безопасности, не имеет особого смысла, сказал Голд.

Кроме того," зоны безопасности-это просто зона, где должно быть уведомление о том, что делает страна и где она осуществляет свою деятельность, а также обязательство координировать свои действия, чтобы избежать вредного вмешательства, как того требует договор по космосу", - сказал он. "Исключение субъектов из любой зоны действия было бы нарушением Договора по космосу. И уж точно не в соглашениях Артемиды, которые основаны на Договоре по космосу."

Предстоящие соглашения дадут некоторые столь необходимые зубья в основном неисполнимый договор по космосу, который сторонники многосторонних соглашений должны оценить, добавил Голд.

"Соглашения Артемиды впервые фактически создают последствия для несоблюдения Договора по космосу — что любая страна, нарушающая принципы Договора по космосу, не сможет участвовать в программе Артемиды", - сказал он.

Соглашения действительно выходят за рамки Договора по космосу в некоторых областях, сказал Голд. Например, соглашения потребуют от стран-участниц публичного обнародования научных данных и обеспечения совместимости их оборудования с оборудованием НАСА и других партнеров.

Но в целом эти соглашения укрепят и реализуют принципы договора 1967 года, добавил он, подчеркнув, что они "призваны обеспечить мирное, прозрачное, безопасное и процветающее будущее не только для НАСА и его партнеров, но и для всего человечества."

Все мы должны получить шанс увидеть соглашения Артемиды в ближайшее время; Голд сказал, что НАСА намерено выпустить их "в ближайшее время."