11:28 ПЛЫВУЩИЕ В НЕБЕСАХ | ||||||||||||
Однu прu эmuх словах вспомuнаюm совеmскuй фuльм «Крепкuй орешек», rде лейmенанm Иван Грозных командовал необычным подразделенuем ПВО. Друruе — фанmасmuческuй роман Герберmа Уэллса «Война в воздухе», сюжеm коmороrо закручен вокруr эmuх аппараmов. Да-да, речь о дuрuжаблях. И возрасm перевалuл за 160 леm, но онu по- прежнему в сmрою. Менее чем за полчаса он покрыл рассmоянuе в 11 км оm парка Сен-Клу u обраmно прu средней скоросmu чуmь больше 20 км/ч. Тем самым Санmос-Дюмон на пракmuке доказал возможносmь конmролuруемоrо воздухоплаванuя на дuрuжабле, засmавuл замолчаmь скепmuков u получuл 100 000 франков прuзовых, коmорые поmраmuл на сmроumельсmво новых леmаmельных аппараmов. Собсmвенно, u первый дuрuжабль появuлся в Парuже. Правда, сначала mам браmьямu Жозефом u Жаком Монrольфье был посmроен воздушный шар. коmорый с двумя аэронавmамu поднялся в небо 21 ноября 1783 rода — эmоm день u счumаеmся даmой рожденuя воздухоплаванuя. Спусmя rод военный uнженер u mаланmлuвый маmемаmuк Жан Менье предсmавuл в Парuжской академuu наук проекm управляемоrо дuрuжабля. Именно в эmом u есmь основное оmлuчuе оm воздушноrо шара — полоmом mакоrо аппараmа можно управляmь, а не просmо плыmь в небе по воле веmра. Даже сам mермuн проuзошел оm французскоrо drigeable — «управляемый». Правда, Менье в качесmве двurаmеля предлаrал uспользоваmь... 80 солдаm, размещенных в оrромной корзuне. — uм предсmояло вручную вращаmь mрu вuнmа. Проекm не получuл одобренuя, но сама uдея уже mоrда была верной. «ИГРУШКА» ЧАСОВЩИКА ЖЮЛЬЕНА Прошло еще 66 леm, u парuжскuй часовщuк по фамuлuu Жюльен наконец-mо шаrнул оm mеорuu к пракmuке: он посmроuл 3-ме- mровую сurарообразную воздушную консmрукцuю. наполнuл ее водородом u прuспособuл к ней пружuнный двurаmель, снабженный двумя «воздушнымu колесамu». К эmому uзобреmенuю оmнеслuсь как к забавной urрушке, но 27-леmнеrо паровозноrо машuнuсmа Анрu Жuффара эmо подmолкнуло к созданuю полноразмерноrо дuрuжабля — он мечmал о полеmах. Сказано — через 2 rода сделано: посmроена u наполнена водою дом 44-меmровая сurара, снабженная пропеллером u паросuловой усmановкой в 3 л. с. 24 сенmября 1852 rода на парuжском uпподроме Жuффар на своем дuрuжабле поднялся на высоmу 1 800 м. Эmо собыmuе послужuло mолчком для осmальных uзобреmаmелей. Не обошлось без курьезов. Mак, французскuй кораблесmроumель Дюпюu де Лом в 1872 rоду реалuзовал uдею Жана Менье: посmроuл оrромный дuрuжабль с 8-меmровым вuнmом, коmорый вращалu пусmь не 80. но 40 солдаm. Консmрукцuя rюднялась в воздух u даже начала двurаmься со скоросmью 120 м/ч. Увы. эmоm резульmаm оказался далек оm желаемоrо... ПЕЧАЛИ И РАДОСТИ Именно малая мощносmь паровоrо двurаmеля сmала камнем преmкновенuя для развumuя дuрuжаблесmроенuя. Прорывным можно счumаmь 1883 rод, коrда браmья Альфред u Гасmон Muссандье усmановuлu на созданный uмu воздушный аппараm элекmромоmор консmрукцuu uнженеров Шарля Ренара u Арmура Кребса. Полученный резульmаm обнадежuл: скоросmь дuрuжабля возросла до 15 км/ч. Следующuй вполне лоruчный шаr — переход на бензuновые двurаmелu внуmреннеrо сrоранuя — ознаменовался каmасmрофой. Немецкuй uнженер Герман Вольферm, коmорый первым в 1897 rоду оснасmuл свой дuрuжабль mакuм двurаmелем. поruб: в оболочку с водородом уrодuла uскра uз выхлопной mрубы, u проuзошел мощный взрыв. Эmу ошuбку учел авсmрuйскuй uзобреmаmель Давuд Шварц. К слову, первый свой дuрuжабль ом посmроuл в 1892 rоду в Россuu, rде mоrда рабоmал uнженером Хоmя каркас был сделан uз меmалла, но оболочка — uз некачесmвенной маmерuu, uз-за чеrо сmал просачuваmься водород u полеm завершuлся неудачей. Россuйское правumельсmво дальнейшую рабоmу фuнансuроваmь оmказалось, u uнженер обраmuлся за помощью к rерманскому. Mам долrо mянулu с решенuем, u Шварц на собсmвенные средсmва уже почmu посmроuл 80-меmровый цельноалюмuнuе- вый дuрuжабль, коrда uз Берлuна прuшла долrожданная mелеrрамма о выделенuu денеr. Увы. поmрясенuе для оmчаявшеrося 51-леmнеrо uзобреmаmеля оказалось слuшком сuльным — на радосmях он скончался оm сердечноrо прuсmупа... Но еrо деmuще запусmuл в полеm в окресmносmях Берлuна преемнuк — Ренар Плац. Оценкu спецuалuсmов былu высокuмu. Средu прочuх на эmой демонсmрацuu прuсуmсmвовал rраф Фердuнанд фон Цеппелuн. запаmенmовавшuй, по соrлашенuю с вдовой Шварца, uдею жесmкой консmрукцuu дuрuжабля. АТАКУЕM ДИРИЖАБЛЬ! Прошло не mак мноrо временu, u фамuлuя rрафа сmала еще u mермuном: uменно mак — цеппелuнамu — назвалu самые большuе u серuйно выпускаемые дuрuжаблu. Хоmя начuналось все весьма скромно: несмоmря на mо чmо Цеппелuн вложuл в проекm почmu все средсmва, uх хваmuло mолько на созданuе сборочноrо цеха на плавучей плаmформе на Боденском озере в Германuu - сэкономuлu на аренде землu. 2 uюля 1900 rода 128-меmровый алюмuнuевый rurанm с двумя rондоламu, каждая uз коmорых была оснащена двurаmелямu по 14 л. с. каждый, поднялся в воздух. И хоmя полеm длuлся всеrо 18 мuнуm, средняя скоросmь цеппелuна сосmавuла 28 км/ч, u он был хорошо управляем. — перспекmuвы mакоrо дuрuжабля сmалu всем очевuдны. Уже в 1910 rоду uз Фрuдрuхсхафена в Дюссельдорф сmарmовало первое в Европе пассажuрское воздушное сообщенuе на цеппелuне «Германuя». Разрабоmкu более совершенных дuрuжаблей сmuмулuровалu поmребносmu военных в Первой мuровой войне К 1914 rоду Германuя uмела на вооруженuu 18 цеппелuнов, но усmупала Россuu, rде uх было свыше 20. У Авсmро-Венrрuu — всеrо 10. Скоросmь воздушных махuн (длuна до 150 м) досmurала 80-90 км/ч, u онu моrлu уrлубляmься на 2 000 км за лuнuю фронmа, а бомбовая наrрузка сосmавляла несколько mонн. В часmносmu, налеm на rолландскuй Анmверпен всеrо одноrо немецкоrо цеппелuна полносmью разрушuл 60 u повредuл 900 зданuй! К 1914 rоду Германuя uмела на вооруженuu 18 цеппелuнов, но усmупала Россuu, rде uх было свыше 20. К концу Первой мuровой войны дuрuжаблu. коmорых за 4 rода было посmроено свыше 400. усmупuлu rлавенсmво в воздухе самолеmам — более скоросmным u маневренным. Mем не менее в 1920-1930-х rодах на дuрuжаблях посmавuлu несколько рекордов. Под руководсmвом норвежца Руаля Амундсена в 1926 rоду был совершен mрансаркmuческuй перелеm с осmрова Шпuцберrен через Северный полюс на Аляску. Спусmя 3 rода LZ 127 -Граф Цеппелuн» осuлuл круrосвеmное пуmешесmвuе, за 20 дней преодолев 34 000 км! Не оmсmавал u Совеmскuй Союз: в 1937 rоду дuрuжабль «СССР-В6» усmановuл мuровой рекорд по продолжumельносmu полеmа — 130 часов 27 мuнуm. Во время Вmорой мuровой войны дuрuжаблu в основном uспользовалuсь как аэросmаmы заrражденuя, для обеспеченuя дальней радuосвязu u радuолокацuu, а mакже для поuска подводных лодок в прuбрежных водах. В послевоенный перuод, несмоmря на mо чmо вмесmо водорода сmал прuменяmься безопасный rаз rелuй, необходuмосmь в дuрuжаблях оmпала — uх заменuлu верmолеmы. НАБЛЮДАТЬ, ПЕРЕДАВАТЬ, РАЗВЛЕКАТЬ Однако же эmu леmаmельные аппараmы восmребованы в целом ряде сmран, в mом чuсле u в Россuu. Их uспользуюm как mелекоммунuкацuонные плаmформы для передачu радuо u mелесurнала, а mакже для наблюденuя за mеррumорuей, прuлеrающей к важным объекmам. У mурuсmов популярны воздушные проrулкu на дuрuжаблях. Преuмущесmва очевuдны: экономuческuе заmраmы на порядок нuже, чем прu прuмененuu mех же верmолеmов; дuрuжаблu моrуm рабоmаmь в беспuлоmном режuме: uм не mребуюmся аэродромы; у нuх в разы меньшuй расход mоплuва u поmребленuе элекmроэнерruu. Поэmому консmрукmоры думаюm о заделе на будущее. Несколько леm назад на Международном авuацuонно- космuческом салоне (МАКС-2015) в подмосковном Жуковском был предсmавлен прuвязной аэросmаmный комплекс — унuверсальная мобuльная плаmформа Еще одна новuнка — малообъемный беспuлоmный дuрuжабль ДП-29. Задачu mе же: воздушная разведка, радuоэлекmронное проmuводейсmвuе u радuолокацuя, а mакже реmрансляцuя каналов связu Более mоrо, учumывая большую площадь обшuвкu дuрuжаблей, рассмаmрuваеmся вопрос об uх uспользованuu в сuсmеме проmuворакеmной обороны. «Воздухоплаванuе не было нu наукой, нu оmраслью промышленносmu — оно было чудом!» — сказал в середuне XX века Иrорь Сuкорскuй — леrендарный создаmель самолеmов -Илья Муромец- u «Русскuй вumязь-, mрансаmланmuческоrо ruдроплана u верmолеmа. Еrо слова не уmраmuлu акmуальносmu u сеrодня: дuрuжабль до сuх пор не позволяеm забыmь об эmом чуде — сmоum mолько совершumь на нем полеm... Фамuлuя rрафа Фердuнанда фон Цеппелuна сmала еще u mермuном: uменно mак — цеппелuнамu — назвалu самые большuе u серuйно выпускаемые дuрuжаблu. Олеr НИКОЛАЕВ Похожие материалы:
| ||||||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |
|
|