Планетологи создали первую глобальную карту лунных камнепадов

Используя искусственный интеллект и подход, основанный на больших данных, команда планетарных исследователей из Института исследований Солнечной системы Макса Планка и ETH Цюриха проанализировала архив из более чем 2 миллионов изображений высокого разрешения и создала глобальную карту 136 610 лунных камнепадов.

Тепловые карты распределения лунных глобальных камнепадов как в равносторонней (70 ° N-70 ° S), так и в полярной проекции (60°N-80°N и 60°S-80°S). Результаты картографирования выше 75 ° N и ниже 75°S могут быть менее полными из-за сложных условий освещения (обозначенных прозрачными белыми областями). Плотность камнепадов задается в камнепадах на квадратный градус, то есть число камнепадов на 2° широты на 2° долготы четырехугольника. Врезка показывает примеры камнепадов и их следы с различными размерами. Кредит изображения: LROC / ASU / NASA / Bickel et al, doi: 10.1038/s41467-020-16653-3.

На протяжении многих миллиардов лет эрозионные процессы сглаживают рельеф и формируют поверхности планет земной группы и их спутников.

На безвоздушных телах, таких как Луна, эрозия, как полагают, в основном происходит в результате космического выветривания. Однако недавно полученные снимки с высоким разрешением выявили на лунных склонах поразительную особенность: признаки потери массы.

К ним относятся зернистые потоки, слайды, спады и ползучести, а также камнепады-процесс, при котором валуны высвобождаются или выбрасываются из топографических максимумов и падают, катятся, подпрыгивают и скользят к топографическим минимумам.

Камнепады вырезают следы на лунной поверхности,которые обеспечивают запись динамического процесса установки. Характерное сочетание смещенного валуна или фрагмента скалы и его следа позволяет однозначно обнаружить его по спутниковым снимкам.

"Подавляющее большинство смещенных валунов на Луне имеют диаметр от 7 до 10 м", - сказал ведущий автор доктор Валентин Бикель, ученый отдела планет и комет Института исследований Солнечной системы Макса Планка и Отдела наук о Земле в ETH Zurich.

"Ранее космические зонды, которые изучали Луну, не могли обнаружить такие мелкие объекты в глобальном масштабе.”

Пример лунного камнепада. Фото: Центр космических полетов имени Годдарда НАСА / ASU.

В новом исследовании доктор Бикель и его коллеги проанализировали архив из более чем 2 миллионов изображений высокого разрешения, сделанных узкоугольной камерой (NAC) на борту лунного разведывательного орбитального аппарата НАСА.

Они использовали нейронную сеть в сочетании с передовыми возможностями облачных вычислений для создания карты расположения и размеров лунных камнепадов.

Они выявили 136 610 случаев камнепадов на поверхности Луны в широтном диапазоне от 80 ° N до 80°S со средней пространственной плотностью 2 камнепада на 1° на 1° четырехугольника.

“Впервые эта карта позволяет нам систематически анализировать возникновение и причины камнепадов на другом небесном теле",-сказал соавтор исследования доктор Урс Малл из отдела планет и комет Института изучения Солнечной системы Макса Планка.

Команда обнаружила, что столкновения с астероидами — прямо или косвенно — ответственны за более чем 80% всех наблюдаемых камнепадов.

- Большинство камнепадов находится у стен кратера. Некоторые из валунов смещаются вскоре после удара, другие-гораздо позже”, - сказал соавтор исследования профессор Саймон Лоу из Отдела наук о Земле ETH Zurich.

Удивительно, но исследователи обнаружили следы камнепадов даже в самых древних лунных ландшафтах, сформировавшихся до 4 миллиардов лет назад или даже раньше.

"По-видимому, воздействие влияет и изменяет геологию региона в течение очень, очень долгого времени”, - сказал доктор Бикель.

"Результаты также предполагают, что очень старые поверхности на других безвоздушных телах, таких как Меркурий или большой астероид Веста, все еще могут эволюционировать.”