Открыта ли скрытая материя Вселенной?

Астрофизики считают, что около 40% обычного вещества, из которого состоят звезды, планеты и Галактики, остается незамеченным, скрытым в виде горячего газа в сложной космической паутине. Сегодня ученые из Института астрофизики пространства (CNRS / Université Paris-Saclay), возможно, впервые обнаружили эту скрытую материю с помощью инновационного статистического анализа данных 20-летней давности. Их результаты будут опубликованы 6 ноября 2020 года в журнале Astronomy & Astrophysics.

Галактики распределены по всей Вселенной в виде сложной сети узлов, соединенных нитями, которые, в свою очередь, разделены пустотами. Это известно как космическая паутина. Считается, что нити содержат почти всю обычную (так называемую барионную) материю Вселенной в виде рассеянного горячего газа. Однако сигнал, испускаемый этим диффузным газом, настолько слаб, что в действительности 40-50% барионов остаются незамеченными.

Это недостающие барионы, скрытые в нитевидной структуре космической паутины, которые пытаются обнаружить набила Аганим, научный сотрудник Института астрофизики пространства (CNRS/Université Paris-Saclay), и Хидеки Танимура, аспирант, вместе со своими коллегами. В новом исследовании, финансируемом проектом ERC ByoPiC, они представляют статистический анализ,который впервые показывает рентгеновское излучение горячих барионов в нитях.

Это обнаружение основано на сложенном рентгеновском сигнале, содержащемся в данных обзора ROSAT2, из примерно 15 000 крупномасштабных космических нитей, идентифицированных в обзоре галактик SDSS3. Группа использовала пространственную корреляцию между положением нитей и соответствующим рентгеновским излучением, чтобы получить доказательства присутствия горячего газа в космической паутине и впервые измерить его температуру.

Эти результаты подтверждают более ранние исследования той же исследовательской группы, основанные на косвенном обнаружении горячего газа в космической паутине через его влияние на космический микроволновый фон. Это открывает путь для более детальных исследований, используя данные лучшего качества, чтобы проверить эволюцию газа в нитевидной структуре космической паутины.