Особый тип ДНК в Совиных глазах может быть "линзой", которая усиливает ночное зрение

э

Совы-один из редких птиц-хищников, которые ловят свою добычу ночью, и новые исследования показывают, что есть что-то особенное в том, как молекулы ДНК в их глазах упакованы, что дает им мощное визуальное преимущество в темноте.

В процессе естественного отбора новое исследование предполагает, что ДНК в клетках сетчатки сов, возможно, была собрана таким образом, что она действует как своего рода линза или усилитель зрения, улучшая зрение в ночное время.

Эта необычная черта не была замечена у птиц раньше, что намекает на то, что совы пошли по этому особому эволюционному пути в одиночку, по крайней мере среди птиц. Большинство птиц ведут дневной образ жизни, как и мы – наиболее активны днем и спят всю ночь напролет.

"В предковой ветви совы мы обнаружили следы положительного отбора в эволюции генов, функционально связанных со зрительным восприятием, особенно с фототрансдукцией, и с упаковкой хромосом", - пишут исследователи в своей статье.

Команда изучила геномы 20 различных видов птиц, включая 11 сов, чтобы определить, где произошел положительный отбор-где полезные мутации сохранялись на протяжении поколений. Как и следовало ожидать, многое произошло в области сенсорного восприятия, поэтому совы так хорошо слышат и видят.

Но команда также обнаружила признаки ускоренной эволюции в 32 генах, что было большим сюрпризом. Эти гены были связаны с упаковкой ДНК и конденсацией хромосом – как будто структура молекул внутри совиных глаз действительно приспособилась улавливать больше света.

Подобные изменения в расположении молекул ДНК в клетках сетчатки уже наблюдались у приматов, ведущих ночной образ жизни, и компьютерные модели их молекулярной структуры показали, что они способны направлять свет.

Это не единственный эволюционный толчок, который совы имеют для того, чтобы смотреть сквозь мрак – у них также есть сетчатка, набитая палочками для лучшего ночного видения, например, – но это определенно поможет в ловле добычи после наступления темноты.

Хотя утверждения исследователей остаются гипотетическими, это интригующая идея. Сравнение геномов также подтверждает идею о том, что совы действительно эволюционировали от предка, который был дневным, поскольку самые большие изменения, наблюдаемые в их генетике, по - видимому, связаны с усилением способностей к ночной охоте.

В то время как совы сохранили острые когти, которые они разделяют с дневными хищными птицами, такими как орлы и Соколы, исследователи обнаружили гены, которые отличались от предков сов и которые потенциально могли бы улучшить их превосходный слух, ночное зрение и мягкие перья для бесшумного полета. Если результаты исследования подтвердятся, то даже молекулы ДНК, по-видимому, повышают отличные зрительные способности сов.

Авторы предупреждают, что предлагаемые ими роли для различных генов являются лишь предположениями на данный момент, особенно в отношении того, как на самом деле функционируют фоторецепторы в Совиных глазах. Прямые наблюдения и анализ могут быть основаны на выводах, изложенных здесь, и могут рассказать нам еще больше о том, как совы получили свои эволюционные преимущества.

"Наше исследование предлагает новые гены-кандидаты, роль которых в эволюции сов может быть дополнительно изучена", - пишут исследователи.