Орбитальный аппарат ЕКА Trace Gas обнаруживает Озон и углекислый газ в атмосфере Марса

Комплекс атмосферной химии (ACS) на борту орбитального аппарата ESA ExoMars Trace Gas Orbiter (TGO) обнаружил невиданные ранее спектральные сигнатуры озона и углекислого газа в атмосфере Марса.

"ЭкзоМарс" ЕКА отслеживает газовый орбитальный аппарат на Марсе. Image credit: D. Ducros / ESA.

В атмосфере Марса преобладает углекислый газ, который ученые наблюдают для измерения температуры, отслеживания сезонов года, изучения циркуляции воздуха и многого другого.

Озон, который образует слой в верхних слоях атмосферы как на Марсе, так и на Земле, помогает поддерживать химию атмосферы стабильной.

Как углекислый газ, так и озон были замечены на Марсе космическими аппаратами, такими как Mars Express ЕКА, но изысканная чувствительность прибора ACS позволила выявить новые детали о том, как эти газы взаимодействуют со светом.

"Эти особенности одновременно озадачивают и удивляют”, - сказал доктор Кевин Олсен, исследователь из Оксфордского университета.

- Они лежат в том самом диапазоне длин волн, где мы ожидали увидеть самые сильные признаки метана.”

“До этого открытия функция углекислого газа была совершенно неизвестна, и это первый случай, когда озон на Марсе был идентифицирован в этой части инфракрасного диапазона длин волн.”

Этот график показывает пример измерений, выполненных комплексом атмосферной химии (ACS ) на орбитальном аппарате ESA ExoMars Trace Gas Orbiter, показывая спектральные сигнатуры углекислогогаза (CO2) и озона (O3). На нижней панели отображаются данные (синий) и наиболее подходящая модель (оранжевый). Верхняя панель показывает смоделированные вклады различных газов для этого спектрального диапазона. Самые глубокие линии идут от водяного пара (светло-голубого). Самый сильный признак O 3 (Зеленый) находится справа, а отчетливый CO2 слева появляются линии (серые). Расположение сильных метановых признаков (оранжевый цвет) также показано в смоделированных вкладах, хотя метан не наблюдается в данных TGO. Кредит изображения: Olsen et al, doi: 10.1051/0004-6361/202038125.

Одной из ключевых задач ТГО является изучение метана. В то время как большая часть метана на Земле также генерируется геологическими процессами, она производится жизнью, от бактерий до домашнего скота и человеческой деятельности.

Поэтому обнаружение метана на других планетах чрезвычайно интересно. Это особенно верно, учитывая, что газ, как известно, разрушается примерно через 400 лет, а это означает, что любой присутствующий метан должен был быть произведен или выпущен в относительно недавнем прошлом.

"Обнаружение непредвиденной сигнатуры углекислого газа там, где мы охотимся за метаном, имеет большое значение”, - сказал доктор Александр Трохимовский, ученый из Института космических исследований.

"Эта сигнатура не могла быть учтена ранее, и поэтому, возможно, сыграла определенную роль в обнаружении небольших количеств метана на Марсе.”

"Новые открытия позволяют нам построить более полное понимание нашего планетарного соседа", - добавил он.

- Озон и углекислый газ играют важную роль в атмосфере Марса. Не принимая во внимание эти газы должным образом, мы рискуем неправильно охарактеризовать явления или свойства, которые мы видим.”

Марс примерно вдвое меньше Земли по диаметру и имеет гораздо более тонкую атмосферу, с объемом атмосферы менее 1% от земного. состав атмосферы также значительно отличается: в основном на основе углекислого газа, в то время как земля богата азотом и кислородом. Атмосфера эволюционировала: свидетельства на поверхности говорят о том, что когда-то Марс был намного теплее и влажнее. Понимание того, могла ли когда-либо существовать жизнь в таких условиях, является одной из горячих тем исследования Марса. Орбитальный аппарат ExoMars Trace Gas Orbiter способен улавливать состав следовых газов планеты, которые составляют менее 1% по объему атмосферы планеты, в мельчайших количествах. Несмотря на то, что метан составляет очень малую часть общего атмосферного запаса, он, в частности, содержит ключевые ключи к текущему состоянию активности планеты. На Земле живые организмы выделяют большую часть метана планеты. Он также является основным компонентом природных резервуаров углеводородного газа, и его вклад также обеспечивается вулканической и гидротермальной активностью. Из-за ключевой роли, которую играет естественная биология в производстве метана на Земле, подтверждение существования метана на Марсе и различение его потенциальных источников является главным приоритетом орбитального аппарата ExoMars Trace Gas. Кредит изображения: ESA.

Кроме того, удивительное открытие новой полосы углекислого газа на Марсе, никогда ранее не наблюдавшейся в лаборатории, обеспечивает захватывающее понимание для тех, кто изучает, как молекулы взаимодействуют друг с другом и со светом — и ищет уникальные химические отпечатки этих взаимодействий в космосе.

"Вместе эти два исследования делают значительный шаг к раскрытию истинных характеристик Марса: к новому уровню точности и понимания", - сказал доктор Трохимовский.