Олимп Монс: мега-вулкан Марса

Олимп-Монс-самый большой вулкан Солнечной системы. Астрономы говорят, что он содержит ключи к разгадке истории Красной планеты.

Молодой Марс был бы потрясающим местом для исследования. Красная планета была покрыта реками воды и лавы. В то время серия из четырех вулканов — Олимп Монс и три вершины Тарсис Монтес — были выше любой горы на Земле.

Каждая из этих вершин впечатляет. Но Олимп Монс возвышается над остальными, достигая поразительной высоты в 16 миль (26 километров), или примерно в три раза выше Эвереста. Это делает Олимп-Монс самым большим вулканом в Солнечной системе.

3D-изображение массивного вулкана Марса, Олимпа Монса, который является самым большим в Солнечной системе.

НАСА

Олимп Монс великан

Однако, оценивая Олимп Монс, необходимо понимать, что вулкан не просто высок. У него тоже есть обхват. Гора Олимп примерно в 20 раз шире, чем она высока. Его диаметр простирается на 370 миль (600 километров) от края до края.

Если бы вы установили Олимп Монс на вершине Соединенных Штатов, он охватил бы весь штат Аризона. И если вы шлепнете его над Европой, он накроет Францию. Исследование 2011 года показало, что вулкан содержит примерно один миллион кубических миль (4 миллиона кубических километров) материала, который действительно затмевает все на нашей собственной планете. Это примерно в 100 раз больше объема самого большого вулкана Земли, Мауна-Лоа.

Олимп Монс расположен на той же вулканической "выпуклости", что и три вулкана Тарсис Монтес — Аскрей Монс, Павонис Монс и Арсия Монс.

А когда четыре мегавулкана образовались так близко друг к другу, оказалось, что они весят больше, чем может выдержать поверхность Марса. Из-за вулканов планета слегка накренилась. Около 3 миллиардов лет назад внешние слои Марса соскользнули под их тяжестью. Кора и мантия двигались примерно на 20°, двигаясь от полярных областей к экватору. Этого было достаточно, чтобы перенаправить реки и изменить климат планеты.

Комплексная центральная кальдера марсианского Олимпа Монс.

Вулканы земли против вулканов Марса

Как мог Олимп-Монс вырасти таким большим? Время.

Олимп Монс-это щитовой вулкан, что означает, что он источает огромное количество лавы, а не просто взрывает свою вершину в катастрофическом извержении. Крупнейшие вулканы земли также являются щитовыми вулканами. Это позволяет им медленно расти с течением времени.

Однако тектоника земной плиты также распространяет магму, которая удерживает земные вулканы от бесконечного роста. С другой стороны, Марс слишком мал для тектоники плит.

Возраст Олимпа составляет около 3,5 миллиардов лет, что означает, что вулкан сформировался в самом начале истории Марса. Астрономы подозревают, что гора Олимп могла оставаться вулканически активной в течение сотен миллионов лет. Это намного дольше, чем любой вулкан на Земле может оставаться активным.

Ключи к истории климата Марса

В статье Nature Communications, опубликованной в 2017 году, астрономы изучили семейство метеоритов под названием нахлиты, которые были сброшены с Марса, когда астероид ударил вулкан на Красной планете около 11 миллионов лет назад.

Исследование показало, что вулканы Марса просачивались лавой очень медленно: Вулкан, который образовал нахлитов, рос в 1000 раз медленнее, чем вулканы на Земле. Это открытие подразумевает, что вулканы Марса существуют дольше, чем предполагали ранее ученые.

И в случае Олимпа Монса, кратерам на его поверхности также всего около 200 миллионов лет, что означает, что этот вулкан был активен удивительно недавно, по крайней мере в ограниченной степени.

Изучая Олимп-Монс и другие вулканы на Марсе, ученые могут помочь разгадать ключи к истории климата Красной планеты. Метеориты, рожденные из вулкана, на самом деле показывают признаки минералов, которые формируются, когда вода проходит через скалу, что предполагает, что вода текла на Марсе еще 1,3 миллиарда лет назад. Так что, оказывается, эпоха бегущих рек и текучей лавы на Красной планете, возможно, не ограничивалась только чрезвычайно далеким прошлым.