Обсерватория солнечной динамики НАСА отмечает десятилетие наблюдения за Солнцем

В феврале 2020 года обсерватория солнечной динамики НАСА (SDO) празднует свой 10-й год в космосе.

Космический аппарат NASA Solar Dynamics Observatory (SDO), показанный над землей, когда она обращена к Солнцу. Фото: Центр космических полетов имени Годдарда НАСА.

SDO стартовал 11 февраля 2010 года на корабле Atlas V со стартового комплекса 41 на авиабазе Кейп-Канаверал во Флориде.

Он предназначен для того, чтобы помочь солнечным астрономам понять влияние Солнца на Землю и околоземное пространство, изучая солнечную атмосферу в небольших масштабах пространства и времени и во многих длинах волн одновременно.

SDO-это полуавтономный космический аппарат, направленный на Солнце, который позволяет проводить почти непрерывные наблюдения Солнца с непрерывной скоростью передачи научных данных 130 мегабит в секунду.

Космический аппарат имеет высоту 4,5 м (15 футов) и более 2 м (6,5 футов) с каждой стороны, весит в общей сложности 3100 кг (включая топливо).

Наклонная геосинхронная орбита SDO была выбрана для того, чтобы обеспечить непрерывные наблюдения Солнца и обеспечить его исключительно высокую скорость передачи данных с помощью одной специальной наземной станции.

Космический аппарат проводит три научных эксперимента: сборку атмосферной визуализации (AIA), эксперимент вариабельности EUV (EVE) и Гелиосейсмический и магнитный тепловизор (HMI). Каждый из этих экспериментов выполняет несколько измерений, которые характеризуют, как и почему меняется Солнце.

С момента своего запуска SDO собрал миллионы научных изображений Солнца, что дало ученым новое понимание его работы.

Измерения SDO Солнца - от внутренней части до атмосферы, магнитного поля и выхода энергии — в значительной степени способствовали нашему пониманию нашей ближайшей звезды.

Долгая карьера SDO в космосе позволила ему наблюдать почти весь солнечный цикл-11-летний цикл активности Солнца.

Вот несколько основных моментов достижений SDO:

Фантастические вспышки

SDO был свидетелем бесчисленных поразительных солнечных вспышек, многие из которых стали культовыми изображениями солнца. За первые полтора года своего существования SDO наблюдал почти 200 солнечных вспышек, что позволило ученым обнаружить закономерность. Они заметили, что около 15% вспышек имели "позднюю фазу вспышки", которая будет следовать от нескольких минут до нескольких часов после первоначальной вспышки. Изучая этот особый класс, исследователи получили лучшее представление о том, сколько энергии вырабатывается при извержении Солнца.

Солнечные торнадо

В феврале 2012 года SDO сделал снимки, показывающие странные плазменные торнадо на поверхности Солнца. Более поздние наблюдения показали, что эти торнадо, которые были созданы магнитными полями, вращающими плазму, могли вращаться со скоростью до 300 000 км / ч (186 000 миль в час).

Гигантская волна

Бурлящее море плазмы на солнечной поверхности может создавать гигантские волны, которые движутся вокруг Солнца со скоростью до 4,8 миллиона км / ч (3 миллиона миль в час). Эти волны, названные EIT-волнами в честь одноименного прибора на космическом аппарате солнечной и Гелиофизической обсерваторий, который впервые обнаружил их, были сняты с высоким разрешением SDO в 2010 году. Наблюдения впервые показали, как волны движутся по поверхности. Ученые подозревают, что эти волны вызваны выбросами корональной массы, которые выбрасывают облака плазмы с поверхности Солнца в Солнечную систему.

Горючие кометы

На протяжении многих лет SDO наблюдал, как две кометы пролетают мимо Солнца. В декабре 2011 года астрономы наблюдали, как комета Лавджоя сумела пережить интенсивный нагрев, пройдя около 830 500 км (516 000 миль) над поверхностью Солнца. Комета Изон в 2013 году не пережила своего столкновения. Благодаря таким наблюдениям SDO предоставила ученым новую информацию о том, как Солнце взаимодействует с кометами.

Глобальные циркуляции

Не имея твердой поверхности, все Солнце непрерывно течет из-за интенсивного тепла, пытающегося вырваться и вращения Солнца. Движение в средних широтах-это крупномасштабная циркуляция, называемая меридиональной циркуляцией. Наблюдения SDO показали, что эти циркуляции гораздо сложнее, чем первоначально думали ученые, и связаны с образованием солнечных пятен. Эти закономерности циркуляции могут даже объяснить, почему иногда в одном полушарии может быть больше солнечных пятен, чем в другом.

Предсказание будущего

Излияние солнечного вещества из корональных выбросов массы (КМС) и скорость солнечного ветра через Солнечную систему. Когда они взаимодействуют с магнитной средой Земли, они могут вызывать космическую погоду, которая может быть опасна для космических аппаратов и астронавтов. Используя данные SDO, ученые НАСА работали над моделированием траектории движения CME по Солнечной системе, чтобы предсказать его потенциальное воздействие на Землю. Длительная базовая линия солнечных наблюдений также помогла ученым сформировать дополнительные модели машинного обучения, чтобы попытаться предсказать, когда Солнце может выпустить CME.

Корональные затемнения

Тонкая перегретая внешняя атмосфера Солнца-корона-иногда тускнеет. Астрономы, изучающие корональные затмения, обнаружили, что они связаны с КМС, которые являются основными движущими силами суровых явлений космической погоды, которые могут повредить спутники и нанести вред астронавтам. Используя статистический анализ большого числа событий, наблюдаемых с помощью SDO, ученые смогли вычислить массу и скорость земных CMS-наиболее опасных типов. Связав затуманивание корон с размером КМС, ученые надеются изучить влияние космической погоды вокруг других звезд, которые слишком далеки, чтобы непосредственно измерить их КМС.

Солнечный цикл

Проведя десять лет наблюдений, SDO теперь наблюдает почти полный 11-летний солнечный цикл. Начиная с начала солнечного цикла 24, SDO наблюдал, как активность Солнца нарастала до солнечного максимума, а затем угасала до текущего текущего солнечного минимума. Эти многолетние наблюдения помогают ученым понять признаки, которые сигнализируют о закате одного солнечного цикла и наступлении следующего.

Полярные корональные дыры

Временами поверхность Солнца отмечена большими темными пятнами, называемыми корональными дырами, где ультрафиолетовое излучение очень низкое. Связанные с магнитным полем Солнца, дыры следуют за солнечным циклом, увеличиваясь на солнечном максимуме. Когда они образуются в верхней и нижней частях Солнца, их называют полярными корональными дырами, и ученые SDO смогли использовать их исчезновение, чтобы определить, когда магнитное поле Солнца меняется на противоположное — ключевой показатель того, когда Солнце достигает солнечного максимума.

Магнитные взрывы

В конце десятилетия, в декабре 2019 года, наблюдения SDO позволили ученым открыть совершенно новый тип магнитного взрыва. Этот особый тип-так называемое спонтанное магнитное переподключение (по сравнению с ранее наблюдавшимися более общими формами магнитного переподключения) — помог подтвердить теорию десятилетней давности. Это также может помочь ученым понять, почему солнечная атмосфера настолько горячая, лучше предсказать космическую погоду и привести к прорывам в контролируемых экспериментах по термоядерному синтезу и лабораторной плазме.