Обнаружение короткого, интенсивного радиовсплеска в Млечном Пути

Новые данные, полученные канадской группой астрономов, включая исследователей из Космического института Макгилла и физического факультета Университета Макгилла, убедительно свидетельствуют о том, что магнетары—тип нейтронной звезды, обладающей чрезвычайно мощным магнитным полем,—могут быть источником некоторых быстрых радиовсплесков (FRBs). Хотя было проведено много исследований для объяснения этого загадочного явления, их источник до сих пор оставался неуловимым и предметом некоторых споров.

Первое обнаружение интенсивного радиопомеха от галактического магнетара

28 апреля 2020 года группа из примерно 50 студентов, аспирантов и профессоров канадского эксперимента по картированию интенсивности водорода (CHIME) Fast Radio Burst Collaboration обнаружила необычно интенсивный радиоплеск, исходящий от соседнего магнетара, расположенного в Млечном Пути. В исследовании, опубликованном сегодня в журнале Nature, они показали, что интенсивность радиовсплеска была в три тысячи раз больше, чем у любого магнетара, измеренного до сих пор, придавая вес теории о том, что магнетары являются источником по крайней мере некоторых FRBs.

"Мы подсчитали, что столь интенсивный взрыв из другой галактики будут неотличимы от некоторых быстрых радиовсплесков, так что это действительно дает вес к теории, предполагающие, что магнетары могут быть за хоть какой Фрбс", - говорит Pragya Чавла, один из авторов исследования и старший аспирантуру на физическом факультете Университета Макгилл.

Конкурирующие теории о происхождении FRBs

FRBs были впервые обнаружены более десяти лет назад. Первоначально считавшиеся единичными событиями, астрономы с тех пор обнаружили, что некоторые из этих высокоинтенсивных вспышек радиоизлучения-более интенсивные, чем энергия, генерируемая Солнцем в течение миллионов или миллиардов лет—на самом деле повторяются.

Одна из теорий предполагала, что FRBs-это внегалактические магнетары-молодые чрезвычайно магнитные нейтронные звезды, которые иногда вспыхивают, чтобы высвободить огромное количество энергии.

"До сих пор все FRBs, которые подобрали телескопы, подобные CHIME, были в других галактиках, что делает их довольно трудными для изучения в мельчайших деталях",-сказал Зигги Плейнис, старший аспирант физического факультета Макгилла и один из соавторов нового исследования. Более того, теория магнетаров не была подтверждена наблюдениями магнетаров в нашей собственной галактике, поскольку до сих пор было обнаружено, что они гораздо менее интенсивны, чем энергия, выделяемая внегалактическими ФРБ."

Происхождение магнетара для всех FRBs еще предстоит подтвердить

"Однако, учитывая большие разрывы в энергетике и активности между самыми яркими и активными источниками FRB и тем, что наблюдается для магнетаров, возможно, более молодые, более энергичные и активные магнетары необходимы для объяснения всех наблюдений FRB", - добавил доктор Пол Шольц из Института астрономии и астрофизики Данлапа в Университете Торонто.

Неопровержимым доказательством магнетарного происхождения некоторых БРВ явилось бы одновременное обнаружение внегалактического радиовсплеска и рентгеновского всплеска. Однако это, скорее всего, будет возможно только для близлежащих FRBs. К счастью, CHIME / FRB обнаруживает их в хорошем количестве.