Новые исследования дают больше доказательств того, что Венера сегодня вулканически активна

Согласно новым исследованиям ассоциации космических исследований университетов (USRA), молодым лавовым потокам, обнаруженным космическим аппаратом ЕКА Venus Express, всего несколько лет.

Художник изобразил вулкан, извергающийся на Венере. Кредит изображения: ESA / Aoes Medialab.

В 2010 году ученые Venus Express сообщили, что инфракрасное излучение, поступающее из трех областей соседней планеты Земли, отличается от окружающего ландшафта.

Исследователи интерпретировали это как исходящее из относительно свежих лавовых потоков.

Они предположили, что некоторые лавовые потоки были моложе 2,5 миллионов лет, а возможно, даже моложе 250 000 лет, но они не смогли установить, существует ли еще активный вулканизм на планете.

"Кора Венеры состоит в основном из базальтовых пород, которые контактируют с ее горячей едкой атмосферой”, - объяснил доктор Джастин Филиберто, штатный ученый USRA в Лунном и Планетарном институте, и его коллеги.

"Химические реакции между базальтовой корой Венеры и ее атмосферой, то есть выветривание, изменяют минералогию и состав поверхности и влияют на ее видимые и ближние инфракрасные спектральные характеристики.”

"Без жидкой воды выветривание, основанное на экспериментальных и модельных работах, предполагается геологически медленным и включает в себя главным образом окислительные реакции, которые производят покрытия из гематита и/или магнетита на поверхностях железосодержащих минеральных зерен.”

"Однако скорость окисления на Венере и то, как эти результаты выветривания влияют на спектры отражения, не очень хорошо изучены и необходимы для ограничения возраста лавовых потоков, измеренных миссией "Венера Экспресс".”

На этом рисунке показан вулканический пик Идунн Монс в районе Imdr Regio Венеры. Топография основана на данных, полученных космическим аппаратом НАСА "Магеллан", с вертикальным увеличением в 30 раз. Радиолокационные данные (в коричневом цвете) с "Магеллана" были нанесены поверх топографических данных. Светлые участки неровны или имеют крутые склоны. Темные участки гладкие. Цветное наложение показывает тепловые паттерны, полученные из данных о поверхностной яркости, собранных видимым и инфракрасным тепловизионным спектрометром (VIRTIS)на борту космического аппарата ЕКА Venus Express. Температурные колебания, обусловленные рельефом местности, были устранены. Яркость сигнализирует о составе минералов, которые были изменены из-за потока лавы. Красно-оранжевый-самый теплый район, а фиолетовый-самый прохладный. Самая теплая область расположена на вершине, которая возвышается примерно на 2,5 км над равниной, и на ярких потоках, которые берут свое начало там. Идунн-Монс имеет диаметр около 200 км. Данные VIRTIS собирались с мая 2006 года по конец 2007 года. Image credit: ESA / NASA / JPL.

Доктор Филиберто и соавторы воссоздали едкую атмосферу Венеры в лаборатории, чтобы исследовать, как наблюдаемые венерианские минералы реагируют и изменяются с течением времени.

Их экспериментальные результаты показали, что оливин, богатый минерал в базальте, быстро реагирует с атмосферой и в течение нескольких недель покрывается магнетитом и гематитом.

Они также обнаружили, что венерианские Экспресс-наблюдения этого изменения в минералогии займут всего несколько лет.

Результаты показывают, что потоки лавы на Венере очень молоды, что, в свою очередь, означает, что на планете действительно есть действующие вулканы.

“Этот активный вулканизм согласуется с эпизодическими всплесками диоксида серы в атмосфере, измеренными как орбитальным аппаратом NASA Pioneer Venus, так и экспрессом ЕКА Venus Express, которые могли быть вызваны теми же извержениями, которые сформировали молодые лавовые потоки”, - сказали авторы исследования.