Новое исследование проливает свет на великое разделение Солнечной системы

Новое исследование, опубликованное в журнале Nature Astronomy, предполагает, что протопланетный диск нашей молодой Солнечной системы был разделен на две области: с одной стороны были земные планеты, такие как Земля и Марс, состоящие из принципиально разных типов материалов, чем более отдаленные планеты Юпитера, такие как Юпитер и Сатурн.

Это художественное изображение протопланетного диска вокруг молодой звезды. Кредит изображения: A. Angelich / NRAO / AUI / NSF.

"Наиболее вероятным объяснением этого композиционного различия является то, что оно возникло из внутренней структуры этого диска газа и пыли”, - сказал профессор Стивен Мойзсис, научный сотрудник отдела геологических наук Университета Колорадо в Боулдере и Института геологических и геохимических исследований Венгерской Академии наук.

Великая пропасть-термин, придуманный профессором Мойзсисом и его коллегой, доктором Рамоном Брассером из Института Науки о земной жизни Токийского технологического института,-сегодня выглядит не так уж много.

Это относительно пустой участок космоса, который находится рядом с Юпитером, сразу за тем, что астрономы называют главным поясом астероидов.

“Но вы все еще можете обнаружить его присутствие по всей Солнечной системе. Двигайтесь к Солнцу от этой линии, и большинство планет и астероидов, как правило, несут относительно низкое содержание органических молекул”, - сказали ученые.

Однако если пойти в противоположном направлении к Юпитеру и дальше, то вырисовывается иная картина: почти все в этой отдаленной части Солнечной системы состоит из материалов, богатых углеродом.”

“Эта дихотомия была действительно "сюрпризом”, когда ее впервые обнаружили", - сказал профессор Мойзсис.

Многие ученые предполагали, что Юпитер был агентом, ответственным за этот сюрприз.

Предполагалось, что планета настолько массивна, что она, возможно, действовала как гравитационный барьер, не давая камешкам и пыли из внешней Солнечной системы закручиваться по спирали к Солнцу.

Но авторы исследования не были убеждены; они использовали серию компьютерных симуляций для изучения роли Юпитера в эволюционирующей Солнечной системе.

Они обнаружили, что, хотя Юпитер велик, он, вероятно, никогда не был достаточно большим в начале своего формирования, чтобы полностью блокировать поток скалистого материала от движения к Солнцу.

- Мы ударились головой о стену. Если Юпитер не был агентом, ответственным за создание и поддержание этой композиционной дихотомии, что еще могло быть?- Сказал доктор Брассер.

Астрономы знают, что молодые звезды часто окружены протопланетными дисками, которые в инфракрасном свете немного напоминают тигровый глаз.

“Если подобное кольцо существовало в нашей Солнечной системе миллиарды лет назад, оно теоретически могло быть ответственно за великое разделение”, - сказали профессор Мойзсис и доктор Брассер.

- Это потому, что такое кольцо создало бы чередующиеся полосы газа и пыли высокого и низкого давления.”

- Эти полосы, в свою очередь, могут растянуть самые ранние строительные блоки Солнечной системы на несколько отдельных стоков — один из которых дал бы начало Юпитеру и Сатурну, а другой земле и Марсу.”

“В горах Великий водораздел заставляет воду стекать в ту или иную сторону, - сказал профессор Мойзсис.

“Это похоже на то, как этот скачок давления разделил бы материал в Солнечной системе.”

“Но есть один нюанс: этот барьер в космосе, скорее всего, не был идеальным. Какой-то внешний материал Солнечной системы, возможно, все еще перелез через пропасть. И эти беглецы могли бы сыграть важную роль в эволюции нашего собственного мира.”

- Те материалы, которые могли бы попасть на Землю, были бы летучими, богатыми углеродом материалами. И это дает вам воду. Это дает вам органику, - сказал он.