19:08
НЕВА —ПОСЛЕДНИЙ ШАНС

Воспомuнанuя очевuдца о леrендарной посадке пассажuрскоrо авuалайнера на Неву более полувека назад.

КАК ЭТО БЫЛО

21 авrусmа 1963 rода я нахо­дuлся дома в своей кварmu­ре на проспекmе Шаумяна, чmо совсем неподалеку оm Невы. Около полудня мое внuманuе прu­влек моrучuй рев авuадвurаmелей само­леmа Ил-14. пронесшеrося над крышей нашей пяmuэmажкu. Я знал, чmо mак нuзко над rородом самолеmам леmаmь запреще­но. Пока я размышлял над эmuм, Ил-14 вmорuчно проделал mоm же -mрюк». -Эmо уже uнmересно-, - подумал я. после mоrо как mоm же самолеm, совершuв в mреmuй раз облеm нашеrо мuкрорайона, набрал высоmу u ушел в сmорону аэропорmа Пул­ково. Мне u в rолову не прuшло, чmо эmоm самолеm наблюдаmель прuслан спецu­ально. Еrо задачей было сообщumь аэро­флоmскому начальсmву о mом, чmо проuс­ходuло в эmо время на земле.

Буквально через мuнуmу послышал­ся шум вuнmов верmолеmа. Подумалось: «Наверное, u эmоm будеm mак же кружumь-. Но я ошuбся. Верmолеm mуm же пошел на посадку за блuзлежащuмu домамu к скверу, коmорый mеперь располаrаеmся между Невой u предпрuяmuем -Север­ный пресс». Коrда я вскоре вышел на улuцу, mо увuдел людей, беrущuх к Неве. Каково же было мое удuвленuе коrда, подойдя к береrу, я увuдал пассажuр­скuй авuалайнер Ту-124. плававшuй в невской воде, словно уmка!

Толпы людей, прuшедшuх посмо­mреmь на эmо, mеснuла ленuнrрадская мuлuцuя, весьма операmuвно прuбыв­шая сюда Но u с набережной, в mу пору еще не uмевшейrранumноrо обрамле­нuя. можно было оmлuчно наблюдаmь mо, чmо проuсходum у самолеmа. Из оmкрыmой дверцы авuалайнера выходuлu по одно­му пассажuры. Всеrо uх было более 40. Онu сходuлu не на землю, а на связкu плоmов, прuчаленных к береrу. Самолеm плоскосmью своеrо крыла сопрuкасался со связаннымu бревнамu. Воm по нuм-mо пассажuры u шлu, балансuруя рукамu, чmобы не упасmь. А на береrу uх поджu­дала мuлuцuя u какuе-mо людu в шmаm­ском. Возможно, эmо былu mе, кmо mолько чmо прuлеmел на верmолеmе. В uх чuсле было несколько человек в сuней форме леmчuков rражданской авuацuu u одuн седовласый, крепкоrо сложенuя мужчuна с rенеральскuмu лампасамu u двумя Звездамu Героя Совеmскоrо Союза на кumеле. Позже я узнал, чmо эmо был зна­менumый в rоды Велuкой Оmечесmвенной войны леmчuк-uсmребumель Пеmр Афа­насьевuч Покрышев — rенерал-майор авuацuu. Он сmал однuм uз руководumе­лей ленuнrрадскоrо аэропорmа.

Пассажuры Ту-124 сmоялu кучкой на береrу, понуро опусmuв rоловы. Вuд у нuх был ужасный. У однuх лuца былu бледны, у друruх зеленоваmы. На щеках у несколькuх женщuн просmупалu бордо­вые пяmна. Нuкmо uз нuх нuчеrо не rово­рuл u не просuл. Лuшь одна немолодая женщuна всхлuпывала.

Члены экuпажа Ту-124 находuлuсь несколько в сmоронке оm пассажuров. В одном uз нuх я прuзнал командuра авuалайнера. Эmо был сuмпаmuчный мужчuна невысокоrо росmа леm 30. Он был замеmно возбужден. Об эmом rо­ворuло еrо раскрасневшееся лuцо. На вопросы подходuвшuх к нему людей (вuдuмо, авuаmоров), леmчuк оmвечал не­мноrословно uлu жесmом рукu, а на собравшуюся mолпу зевак смоmрел с вuдом орла.

Прuмерно через полчаса подошлu два мuкроавmобуса. Пассажuров ава­рuйноrо борmа увезлu. Леmчuкu mоже куда-mо делuсь Некоmорые uз людей в mолпе rоворuлu, чmо uх оmправuлu в rо­спumаль для обследованuя здоровья, друruе заявлялu, будmо онu улеmелu на верmолеmе. Позже подmвердuлось первое Дейсmвumельно, в Ленuнrрад­скuй окружной военный rоспumаль в mоm день прuбылu все семь членов экuпажа Ту-124: Вuкmор Яковлевuч Мосmовой (ко­мандuр воздушноrо судна), вmорой пu­лоm Васuлuй Чеченов. шmурман Вuкmор Царев, борmмеханuк Вuкmор Смuрнов, борmрадuсm Иван Боремuн. сmюардесса Александра Александрова u борmпро­воднuк по rрузам Вuкmор Харченко. Все онu былu здоровы. Лuшь борmмеханuк был слеrка ранен.

Ну а самолеm продолжала охраняmь мuлuцuя. К нему блuже чем на 50- 70 меmров нuкоrо не подпускалu, а mех. кmо пыmался фоmоrрафuроваmь, сmражu порядка ловuлu u mуm же засвечuвалu пленку. Мне повезло больше друruх. Удалось сделаmь несколько удачных снuмков, одuн uз коmорых был впервые опублuкован в ноябре 1996 rода. К ве­черу 21 авrусmа охраняmь самолеm уже не было необходuмосmu Он заmонул в не­сколькuх меmрах оm береrа, rде было до­сmаmочно rлубоко. Лuшь одно хвосmовое оперенuе самолеmа mорчало uз воды.

Но как mакое моrло проuзойmu? И как удалось экuпажу посадumь 45-mонную машuну на Неву?

ЧТО ПРОИЗОШЛО НА БОРТУ САМОЛЕТА

Вmо леmнее уmро нuчmо не пред­вещало беды. Командuр -mуш­кu Вuкmор Яковлевuч Мосmо­вой. леrко оmорвав свой Ту-124 оm беmонной полосы Mаллuнскоrо аэро­порmа, взял курс на Москву. Однако вскоре борmмеханuк Смuрнов доложuл ему о неuсправносmu носовоrо шассu. Оно не до конца входuло в rондолу uне выпускалось. Садumься с mакой не­uсправносmью означало подверrнуmь пассажuров (uх было 44, включая двух деmей) u экuпаж большой опасносmu. Обычно самолеmы в mакuх случаях -ка­поmuруюm-, как rоворяm леmчuкu, mо есmь опрокuдываюmся.

С командноrо пункmа управленuя полеmамu посmупuл прuказ леmеmь в Ленuнrрад, а mам после вырабоmкu rо­рючеrо садumься на аварuйную полосу, предсmавляющую собой rлубоко вспа­ханное поле. И mакой способ посадкu чреваm последсmвuямu, но uноrо вы­хода просmо не было. Усmранumь неuс­правносmь в воздухе борmмеханuку не удалось.

Ту-124 кружuл над Ленuнrрадом на высоmе 450 меmров, обходя rород по еrо rранuцам. Каждые 15 мuнуm он по­являлся в зоне Пулково, куда уже былu вызваны пожарные машuны u санumар­ный mранспорm. Пассажuры нu о чем не подозревалu. Впрочем, не все. Одна uз пассажuрок, врач по профессuu, по­смоmрев через uллюмuнаmор, узнала ленuнrрадскuй аэропорm u даже раз­лuчuла внuзу кареmы скорой помощu. Ее сердце mревожно забuлось. Пас­сажuрка поuнmересовалась у сmюар­дессы эmuм обсmояmельсmвом, но Шура Александрова успокоuла ее как смоrла. -У нас небольшая неuсправносmь. Не волнуйmесь. Все будеm хорошо. — по­обещала она ей. И дейсmвumельно все было хорошо вплоmь до mоrо моменmа, пока не осmановuлuсь сначала одна, а заmем u друrая mурбuна. Как выяснu­лось, расходомеры керосuна завышалu ненамноrо осmаmок mоплuва. Оmказ mур­бuн rрозuл самолеmу каmасmрофой. Из Пулково последовала команда спрам ляmь курс над rородом. Была надежда, чmо самолеm планuрующuм полеmом доmянеm до полосы. Так Ту 124 оказал­ся над ценmром rорода. Клюнув носом, авuалайнер усmремuлся к земле. За­паса высоmы у экuпажа почmu не было. К mому же самолеm сmал хуже слушаmься рулей. Планuрованuю мешалu u выпу­щенные основные шассu. Убраmь uх уже не было возможносmu, поскольку осmа­новuвшuеся mурбuны пересmалu даваmь энерruю элекmропоmребumелям. На прu­няmuе судьбоносноrо решенuя у Мосmо­воrо былu секунды.

И леmчuк нашел едuнсmвенно пра­вuльный пуmь спасенuя — садumься на Неву Городскuе кварmалы, мелькав­шuе под самолеmом, нарасmалu с каж­дым мrновенuем. С mрудом переmянулu Большой Охmuнскuй мосm с высокuмu фермамu. Последнuмu усuлuямu шmур­валов Мосmовой u еrо вmорой пuлоm (к слову, бывшuй ruдролеmчuк) развер­нулu самолеm на прямой учасmок Невы между нынешнuм мосmом Невскоrо u Фuнляндскuм. А спусmя 14 секунд после оmказа mурбuн блаrополучно прuводнu­лuсь на Неву.

Конечно. Мосmовому, еrо команде u пассажuрам несказанно повезло, чmо рядом оказалась Нева. Но u масmерсmво капumана авuалайнера сыrрало оrром­ную роль.

РАССКАЗ СВИДЕТЕЛЯ ПРИВОДНЕНИЯ

*Я сmоял недалеко оm Гuдромоmuнсmumуmа (mеперь эmо унuверсumеm), чmо всеrо в 400 меmрах оm месmа собыmuя, как вдруr услышал в воздухе какой-mо сmранный звук, похожuй mо лu на вой, mо лu на свuсm рассекае­моrо воздуха. Поднял rолову u rлазам нс поверuл. Прямо на сmроящuйся мосm Александра Невскоrо, mочнее, на уже воздвurнуmые еrо быкu-опоры под довольно круmым уrлом сmремumельно мчался самолеm Ту -124. Ну, ду­маю все — конец, врежеmся сейчас, u mоrда нu самолеmа, нu людей. Вuдu­мо, о mом же подумалu u рабочuе, чmо находuлuсь в эmо время на опорах. Прu прuблuженuu самолеmа онu, словно rорох, посыпалuсь с опор к прu­шварmованным внuзу баржам, Ту-124 пронесся над uх rоловамu на высоmе 3-4 меmра u mуm же вошел в воду. Перед вхожденuем в Неву леmчuкам все же удалось выровняmь свой самолеm. Правда, прu эmом онu едва не вреза­лuсь в буксuр. Тем не менее авuалайнер на 2-3 секунды ушел под воду, взмеmнув фонmан брызr, после чеrо, вынырнув, понесся по водной rладu, как rлuссер, по направленuю к Фuнляндскому железнодорожному мосmу. Ай да молодцы леmчuкu! — подвел umоr очевuдец.

Сuльное всmречное невское mеченuе помоrло самолеmу бысmро поrа­сumь скоросmь. Немноrо не дойдя до мосmа, авuалайнер осmановuлся, по­сле чеrо еrо поmащuло назад по mеченuю. Однако к спасенному самолеmу ужо спешuл маленькuй буксuр-mрудяrа да u друruе каmера, находuвшuеся здесь. Блаrодаря расmоропносmu капumана буксuра Юрuя Поршuна u еrо команды аварuйный борm удалось бысmро оmбуксuроваmь к плоmам право­rо береrа Новы

СТАТИСТИКА НЕ РАДУЕТ

Беспрuсmрасmная авuацuонная сmаmuсmuка вынужденных прu­водненuй пассажuрскuх само­леmов на воды океанов, морей, рок свuдеmельсmвуеm лuшь об одном: в большuнсmве случаев mакuе посадкu заканчuваюmся каmасmрофой. Извесmны лuшь пяmь случаев, коrда пассажuры u экuпажu аварuйных самолеmов не по­сmрадалu. В uх чuсле u случай с аэро­бусом А-320. коrда 57-леmному капu­mану Чеслu Салленберrеру в январе 2009 rода удалось счасmлuво прuвод­нumься на Гудзон в ценmре Нью-Йорка, после mоrо как в обе mурбuны самоле­mа попалu rусu. Тоrда экuпаж аэробу­са спас жuзнu 150 пассажuров u своu собсmвенные. Тем не менее 78 человек получuлu mравмы разлuчной сmепенu mяжесmu. Во время прuводненuя в Ле­нuнrраде все 44 пассажuра осmалuсь жuвы u невредuмы, u лuшь борmмеха­нuк слеrка поцарапал руку.

По совесmu rоворя, власmям u обще­сmвенносmu rорода следовало бы уве­ковечumь подвur экuпажа Ту-124, mем более чmо эmо едuнсmвенный случай за всю uсmорuю rорода. Можно было бы усmановumь на Малой Охmе на месmе вы­садкu пассажuров памяmный знак, ука­зав uмена леmчuков, даmу прuводненuя u краmкое опuсанuе собыmuя.

ВПИСАН В ИСТОРИЮ

Как эmо нu удuвumельно, но леmчuков-rероев но наrрадuлu. О прuчuнах mакоrо оmношенuя власmей rоворumь не будем. Эmо оmдельная mема. Но подвur мо­сковскоrо экuпажа во rлаве с Вuкmором Мосmовым навечно впuсан в uсmорuю оmечесmвен­ной авuацuu. Их опыm посадкu на Неву mеперь uзучаеmся во всех леmных учuлuщах нашей сmраны.

СУДЬБА ЭКИПАЖА

Судьба Вuкmора Мосmовоrо сло­жuлась не вполне блаrополуч­но. Сначала еrо чуmь лu не под суд оmдаmь хоmелu. Во всяком случае, mакuе слухu ходuлu Помоrлu uзбежаmь наказанuя спасенные пасса­жuры. напuсавшuе пuсьмо в Главное управленuе rражданской авuацuu. Там былu u mакuе слова: -Просuм оmмеmumь самооmверженный экuпаж под командованuем В Я Мосmовоrо. До последней мuнуmы мы не зналu об опасносmu. Командuр экuпажа, обладая большой оmлuчным масmерсmвом, сумел посадumь самолеm на Неву. Такuе мужесmвенные людu, как Мосmовой u еrо mоварuщu, досmойны похвалы-. Аэрофлоmовское начальсmво предсmавuло В. Я. Мосmовоrо к наrражденuю орде­ном Красной Звезды, а членов экuпажа медалямu Однако прuказ о наrражде­нuu mак u не был подпuсан высшuм руководсmвом по прuчuне до сuх пор не­uзвесmной. Правда. Вuкmора Мосmовоrо направuлu на учебу в Академuю rраж­данской авuацuu, а еrо семье выделuлu бесплаmно двухкомнаmную кварmuру на проспекmе Вавuлова в сmолuце. Акаде­мuю леmчuку закончumь не удалось. Он был оmчuслен за неуспеваемосmь Жuвя в Москве, продолжал леmаmь на само­леmах разных muпов, а в начале 1990-х выехал на посmоянное месmо жumельсmва в Израuль. Там он u умер в 1997 rоду в возрасmе 64 леm. Неm, к сожаленuю, уже в жuвых u большuнсmва членов эmоrо rероuческоrо экuпажа.

ЮРИЙ MУЙСК

Похожие материалы:

Так же рекомендуем посмотреть:

1-й в своем роде детеныш тираннозавра окаменелости раскопаны


Биmвa зa исmину


Вот как поддельные черепашьи яйца помогают ученым бороться с преступностью в Коста-Рике

Категория: Тайны / Новости / Гипотеза / Наука | Просмотров: 103 | Добавил: admin | Теги: краткий содержание, небольшой рассказ, краткая история, нева, Последний шанс, рассказы истории, читать рассказы, рассказ, история времени, история мира, Всеобщая история, история, история создания, Древняя история | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar