Неужели мы одни во Вселенной? Скорее всего, нет.

Учитывая всю недвижимость в космосе, астрономы в целом согласны, что там должны быть и другие существа. Новый инструмент может помочь найти их.

Измеренная от края до края, Вселенная, как мы ее знаем, простирается примерно на 93 миллиарда световых лет в поперечнике. Это непостижимое пространство содержит 2 триллиона галактик, каждая из которых сияет миллионами звезд и усеяна большим количеством планет, чем вы можете себе представить. Учитывая всю эту недвижимость, кажется маловероятным, что мы одни. Однако за всю историю человечества мы не нашли ничего, что указывало бы на обратное.

Ученые, потратившие всю свою карьеру на поиски каких-либо признаков потусторонней цивилизации, допускают, что, возможно, космос принадлежит только нам. Тем не менее, они сильно сомневаются, что это так. "Сказать, что это единственное место, где есть хоть какой-то разум, - это высокомерие очень высокого порядка”, - говорит астрофизик Сет Шостак из Института SETI. (Аббревиатура расшифровывается как "поиск внеземного разума".") Статистически говоря, существует слишком много мест, где жизнь могла бы процветать, чтобы человечество было аномалией.

Астроном Фрэнк Дрейк предположил это в 1961 году. Он предположил, что число технологически развитых цивилизаций в нашей галактике будет произведением семи переменных величин. Они включают в себя количество звезд по всему Млечному Пути, сколько из этих ярких, горящих газовых шаров освещают планеты, и какой процент этих миров может поддерживать жизнь. Его одноименное уравнение было мысленным упражнением, предназначенным для начала дискуссии среди коллег, но оно помогло сформулировать тему в течение многих лет с тех пор, как он ее написал.

Многие переменные Дрейка носят спекулятивный характер, что делает его математику не более чем гипотезой. Но астрономы теперь точно знают, что экзопланеты, многие из которых могли бы содержать жизнь, формируются по всему Млечному Пути, как пыльные кролики под вашим диваном. За последние два десятилетия исследователи подтвердили существование более 4000 планет в нашей галактике, и это открытие наводит на мысль, что космос буквально переполнен ими. Астрофизик Кристофер Конселайс из Ноттингемского университета считает это число равным 100 квинтиллионам. Это единица с 20 нулями. Некоторые думают, что их может быть гораздо больше.

Ученые спорят о том, сколько из этих планет может содержать жизнь, но общая оценка предполагает, что 20 процентов из 250 миллиардов или около того звезд Млечного Пути могут светить на скалистых мирах, достаточно умеренных, чтобы позволить жидкую воду. Подсчитайте, и вы увидите десятки миллиардов планет Златовласки только в нашем районе, где могут заскрежетать шестеренки жизни.

Конечно, " мог "не означает "сделал". Тем не менее многие астрономы говорят, что сложная биохимия, которая создала разумные существа на Земле, несомненно, произошла более чем один раз за 13,7 миллиарда лет, учитывая десятки миллиардов возможностей сделать это только в одной галактике из триллионов. Предположение об обратном противоречит физике и принципу посредственности, который утверждает, что с точки зрения вероятности наша Солнечная система является скорее обычным явлением, чем редким животным. "Я думаю, что Вселенная кишит жизнью", - говорит Сара Сигер, астрофизик и планетолог из Массачусетского технологического института.

Так где же все остальные?

Итальянский физик Энрико Ферми задал этот вопрос в 1950 году, и многие ученые не раз поднимали его. Они утверждают, что должны существовать планеты старше Земли, и что по крайней мере одно общество внеземных существ должно быть достаточно развитым, чтобы обладать технологией, которая предупредила бы нас о его присутствии—что астрономы и подразумевают под "разумной жизнью"."

Это предполагает, что любой человек за пределами нашей Солнечной системы хочет вступить в контакт. Инопланетные существа могли залечь на дно, чтобы не привлекать межзвездных хулиганов. У них может не хватить технологии, чтобы приветствовать нас, или у нас может еще не быть средств, чтобы услышать их призыв (или понять послание). Кто-то там может быть так далеко, что мы не получили их сигнала. Вполне возможно, что этот большой голубой мрамор-астрономическая заводь, которую никто больше не находит достаточно интересной, чтобы потрудиться проверить. Можно также предположить, что другие цивилизации уже приходили и уходили, уничтоженные каким-то космическим событием, катастрофами собственного производства или просто течением времени. В таком случае, возможно, когда-нибудь мы найдем доказательства их существования.

Но многие астрономы считают, что есть гораздо более логичная причина, по которой мы никого не нашли: космос слишком просторен. Несмотря на все наши поиски, мы не заглядывали далеко за пределы нашего района. Отставной астроном Джилл Тартер, 40-летний ветеран поисков внеземного разума и почетный председатель исследовательского отдела Института SETI, любит использовать аналогию: если вы представите себе все места, где мы могли бы искать жизнь, и все способы, которыми мы могли бы это сделать, как мировой океан, мы исследовали только одну чашку воды. Другие в ее области более щедры; они говорят, что мы заполнили небольшой бассейн.

Она вот-вот станет немного глубже. На высокой, засушливой равнине примерно в 400 милях к северо-востоку от Кейптауна, Южная Африка, массив из 64 белых антенных тарелок под названием MeerKAT смотрит глубоко в космос. Такого рода исследования генерируют ошеломляющее количество данных. К 2020 году появится суперкомпьютер следует начать анализировать его даже на самый слабый электронный сигнал, предполагающий, что там кто-то есть. Астрономы надеются исследовать 1 миллион звезд в течение пяти лет, что примерно в 1000 раз больше, чем любой проект до этого. "Есть некоторый шанс, что мы увидим сигнал, что мы собираемся сделать обнаружение", - говорит астроном Калифорнийского университета в Беркли Эндрю Симен, который возглавляет проект. Он и его коллеги могут еще найти доказательства, которые, как они уверены, находятся там, ожидая, чтобы их обнаружили.