Магма 'конвейерная лента' подпитывается самыми длинными в мире извергающимися супервулканами

Международные исследования, проведенные геологами из Университета Кертина, показали, что вулканическая провинция в Индийском океане была самой постоянно активной в мире—извергалась в течение 30 миллионов лет—подпитываемая постоянно движущейся конвейерной лентой магмы.

Считается , что эта конвейерная лента магмы, созданная сдвигами в морском дне, непрерывно делала пространство доступным для потока расплавленной породы в течение миллионов лет, начиная примерно с 120 миллионов лет назад.

Ведущий исследователь Цян Цзян, кандидат наук из школы Земли и Планетарных Наук Кертина, сказал, что изученные вулканы находятся на плато Кергелен, расположенном в Индийском океане, примерно в 3000 километрах к юго-западу от Фримантла, Западная Австралия.

"Чрезвычайно большие скопления вулканических пород-известные как большие вулканические провинции-очень интересны ученым из-за их связи с массовыми вымираниями, быстрыми климатическими возмущениями и образованием рудных месторождений", - сказал г-н Цзян.

- Плато Кергелен гигантское, почти размером с Западную Австралию. Теперь представьте себе этот участок земли, покрытый лавой, толщиной в несколько километров, извергающейся со скоростью около 20 сантиметров каждый год. Двадцать сантиметров лавы в год может показаться не так уж много, но на территории размером с Западную Австралию это эквивалентно заполнению 184 000 плавательных бассейнов олимпийского размера до краев лавой каждый год. За всю продолжительность извержения это эквивалентно 5,5 триллионам заполненных лавой бассейнов! Этот объем активности продолжался в течение 30 миллионов лет, что сделало плато Кергелен домом для самых длинных непрерывно извергающихся супервулканов на Земле. Затем скорость извержения резко упала около 90 миллионов лет назад по причинам, которые до сих пор полностью не изучены. С тех пор началось медленное, но устойчивое излияние лавы, которое продолжалось и по сей день, включая извержения 2016 года, связанные с вулканом Биг-Бен на острове Херд, единственным действующим вулканом Австралии."

Со-исследователь доктор Хьюго Олирук, также из школы Земли и Планетарных Наук Кертина, объяснил, что такая длительная продолжительность извержения требует очень специфических геологических условий.

"После частичного распада суперконтинента Гондвана на части, ныне известные как Австралия, Индия и Антарктида, плато Кергелен начало формироваться на вершине грибовидного мантийного апвеллинга , называемого мантийным плюмом, а также вдоль глубоководных, срединно-океанических мантийных хребтов",-сказал доктор Олирук.

"Вулканизм продолжался так долго, потому что магмы, вызванные мантийным плюмом, непрерывно вытекали через срединно-океанические хребты, которые последовательно действовали как канал или "конвейерная лента магмы" в течение более чем 30 миллионов лет. Другие вулканы перестанут извергаться, потому что, когда температура остынет, каналы засорятся "замороженной" магмой. Для Кергеленского плато мантийный шлейф действует как бунзеновская горелка, которая постоянно позволяет мантии плавиться, что приводит к необычайно долгому периоду извержения."

Соавтор исследования, профессор Фред Журдан, директор Западно-австралийской установки по изотопам аргона в Университете Кертина, сказал, что команда использовала метод аргон-аргонного датирования для датировки лавовых потоков, проанализировав ряд черных базальтовых пород, взятых со дна морского дна.

"Обнаружение этой длительной, непрерывной активности извержения важно, потому что это помогает нам понять, какие факторы могут контролировать начало и конец вулканической активности", - сказал профессор Журден.

"Это имеет значение для того, как мы понимаем магматизм на Земле, а также на других планетах."

Исследовательская работа"самая длинная непрерывно извергающаяся крупная магматическая провинция, движимая взаимодействием плюма и хребта" была опубликована в журнале Geology.