17:22
Когда древние люди начали понимать, что такое смерть?

Мертвые лежали в пещере, в четверти мили от дневного света. Следователи насчитали останки по меньшей мере 28 человек. Кости были раздроблены почти на 7000 частей, смешанных с медвежьими окаменелостями и грязью — и 6-дюймовым каплевидным ручным топором.
Анализ ДНК показал, что эти особи, датированные приблизительно 430 000 лет назад, были ранними неандертальцами — нашими эволюционными родственниками — или их предками.
Это место, Сима-де-лос-Уэсос на севере Испании, является старейшим холодным случаем человечества. Некоторые исследователи говорят, что хищники, оползни, случайные падения или другие природные процессы принесли туда тела. Но другие утверждают, что трупы были намеренно захоронены, поднимая вопрос о том, являются ли они самым ранним свидетельством погребальных обычаев.

Мы уже много знаем о таком поведении в исторические времена: различные культуры хоронили, сжигали, украшали драгоценностями или мумифицировали своих дорогих усопших, а выжившие плакали, танцевали, пировали, постились или даже заказывали дорогостоящие памятники. Эти ритуалы “на самом деле все о сохранении памяти умершего человека живым, поддерживая эту связь”, говорит археолог Университета Аризоны Мэри Стинер.
Вся эта суета вокруг павших отличает Homo sapiens от других животных. Но когда в ходе человеческой эволюции живые стали интересоваться мертвыми?
Запах смерти
На протяжении десятилетий археолог Даремского университета Пол Петтитт изучал места возможных погребальных ритуалов. Основываясь на этой работе, он пришел к выводу, что то, что мы сегодня называем погребальными обычаями, со временем развилось из более скромного поведения, в том числе и у других животных.
В 2018 году, основываясь на предыдущих исследованиях, Петтитт предложил четырехэтапный процесс определения того, как развивались эти обычаи. Первым шагом было химическое обнаружение смерти: мы знаем, что сотни миллионов лет назад организмы развили способность чувствовать некромоны, молекулы, испускаемые разлагающимися трупами. Эта черта, передающаяся по сей день, позволила животным, от насекомых до людей, защитить себя от опасностей, связанных с тушами. Например, муравьи будут есть, хоронить или утаскивать мертвых членов колонии, прежде чем они загноятся.
Следующим эволюционным шагом было “введение эмоций", говорит Петтит. Некоторые линии умных, социальных существ пришли, чтобы оплакать уход членов группы. В качестве примеров сегодня можно привести таких хищных птиц, как сороки, издающие тревожные крики, собравшись вокруг трупов, или слонов, ухаживающих за умирающими членами группы и возвращающихся к местам смерти, чтобы прикоснуться к останкам скелетов.

Наши ближайшие родственники, шимпанзе, скорбят по-разному. После того, как дикий шимпанзе упал с дерева, приматологи видели, как члены его группы кричали, хлопали по земле, рвали растительность, бросали камни и обнимали друг друга. В другом случае, описанном в статье Scientific Reports 2017 года, после того как группа тихо собралась вокруг мертвого подростка, мать использовала стебель травы, чтобы почистить его зубы.

Обзор этого поведения в 2018 году показал, что с опытом и возрастом обезьяны узнают, что смерть окончательна: мертвые особи не просыпаются. Но нет никаких признаков того, что они понимают его неизбежность — что все животные, включая их самих, умрут. “В то время как мы, к счастью или к сожалению, знаем об этом”, - говорит автор исследования Джеймс Андерсон, приматолог из Киотского университета. “Это может быть одним из когнитивных различий между нами и [другими] человекообразными обезьянами.”
Петтитт соглашается и считает, что это осознание привело к эволюции третьего в его четырехэтапном процессе: погребального поведения, которое является исключительным для гомининов (людей и наших ближайших архаичных родственников). Осознавая свою смертность, наши предки разработали способы облегчить эмоциональную нагрузку смерти, особенно похороны и захоронения в определенных местах. Эти практики, вероятно, начинались просто, как помещение тел в яму.
Со временем различные культуры выработали разнообразные, сложные обычаи, обернутые в религиозные верования о загробной жизни. Погребения, заполненные артефактами, предполагают, что наши предки достигли этой четвертой и наиболее продвинутой стадии погребального поведения к верхнему палеолиту, периоду, который начался около 50 000 лет назад. Например, в двух могилах верхнего палеолита в России были найдены полные скелеты двух мальчиков и мужчины средних лет, погребенные с копьями, статуэтками и дополнительной бедренной костью, которая была заполнена красным пигментом. Тела были украшены более чем 13 000 бусин из слоновой кости мамонта.
Скрытый или связанный?
Как раз тогда, когда гоминины перешли от животной скорби к похоронному поведению, исключительному для нашей линии, остается неизвестным. Например, в России есть несколько захоронений, более древних, чем Верхнепалеолитические могилы, но “они не очень эффектны”, - говорит Стинер.

Стинер имеет в виду примерно три десятка скелетов в пещерах, разбросанных по всему Ближнему Востоку и Европе. Возраст этих мест составляет от 40 000 до 120 000 лет, и тела были помещены без каких-либо существенных погребальных принадлежностей в неглубокие ямы под районами, где охотники-собиратели жили с перерывами.
Мотивы этих захоронений неясны. Возможно, это было гигиеническое ведение домашнего хозяйства, держащее разлагающиеся тела вне поля зрения, вне запаха.
В статье по биологической теории 2017 года Стинер предположил, что тот факт, что тела были похоронены в пещерах, которые неоднократно использовались в качестве кемпингов, означал, что живые хотели оставаться связанными с мертвыми. Это были “места, к которым они явно возвращались снова и снова”, говорит она. Рытье могил в домашних пространствах было “попыткой людей соединить жизнь и загробную жизнь.”
Также показательно: некоторые из участков с захоронениями содержали H. sapiens, в то время как другие содержали неандертальцев. (Ни в одном месте не было обоих типов людей.) Это наводит на мысль, что забота о мертвых и смерть могли развиться независимо в обеих линиях — или что она развилась еще раньше, с их общим предком.
Однако до этих евразийских захоронений неандертальцев и H. sapiens находки гомининов в основном разбросаны, выветрившиеся кости — часть бедренной кости здесь, челюстная кость там — подобраны плотоядными и сохранены случайно.

Есть два впечатляющих исключения, которые возвращают нас к холодному делу в Сима-де-лос-Уэсос и второму месту, камере Диналеди в системе пещер восходящей звезды Южной Африки. Останки в каждом месте происходят из разных видов и времен: в то время как 430 000-летние гоминины Сима принадлежали к неандертальской линии, 15 с лишним особей в Диналеди-около 230 000-330 000 лет — являются членами вида Homo naledi, впервые описанного в 2015 году.
И все же сходство поразительно. В обоих местах скелеты были разбросаны по пещерной камере, которая практически недоступна, почти 10 этажей под землей. Единственная точка входа для обоих участков-это примерно 40 — футовый вертикальный желоб, и чтобы достичь его с поверхности, нужно сначала пройти скалистые, черные как смоль проходы на сотни футов.
Хотя многие гоминины использовали пещеры в качестве убежища, они держались у входа, в пределах досягаемости естественного света. ” Найти ископаемого гоминина в таком огромном изобилии в самом, самом дальнем конце этих пещерных систем действительно, действительно странно", - говорит антрополог Майра Лэрд, описывая окружающую среду Диналеди.
Преднамеренное Избавление
Отдельные команды, проводившие раскопки Симы и Диналеди, пришли к одному и тому же выводу для каждого участка: живые гоминины прятали там трупы. В то время как некоторые исследователи предположили, что камеры, возможно, были более легко доступны в прошлом, геологи, анализирующие места, исключили эту возможность. Они также отвергают естественные причины, такие как стремительная вода, оползень, хищники, несущие тела или гоминины, входящие в камеры живыми, но попадающие в ловушку.
Судебно-медицинские исследования останков на месте раскопок Сима, опубликованные в 2015 и 2016 годах, использовали компьютерную томографию для выявления смертельных переломов черепа у восьми человек. Один из черепов был явно поражен дважды одним и тем же тупым предметом, предполагая, что смертельные удары произошли во время столкновения лицом к лицу.

Обе команды Сима и Диналеди “опубликовали много информации, которая делает преднамеренное удаление разумной интерпретацией”, - говорит антрополог Университета Северной Каролины в Гринсборо Чарльз Эгеланн, который не участвовал ни в одном из раскопок. Но, когда он и его коллега Трэвис Пикеринг просмотрели данные, кости не сложились. “Не похоже, что у них были полные тела”, - говорит Эгеланн. 
Оба исследователя начали собственное исследование. Они определили, какие части скелета с наибольшей вероятностью будут сохранены в различных сценариях, таких как преднамеренное захоронение или убийство плотоядного животного, на основе моделей, наблюдаемых в ранее идентифицированных местах. Эгеланд и Пикеринг обнаружили, что некоторые кости, в том числе лодыжки и запястья, постоянно отсутствовали в обглоданных трупах и других естественных скоплениях.
Кости, сохранившиеся как в Симе, так и в Диналеди, наиболее точно соответствовали этому типу естественного накопления. Эгеланн подчеркивает, что результаты, опубликованные в 2018 году, не исключают преднамеренного удаления, “но это заставляет меня дважды подумать, прежде чем автоматически перейти к человеческому объяснению.”
Археологи Сима считают, что такой подход — использование одних только костей для объяснения сцены — преждевременен. Хотя раскопки там ведутся с 1980-х годов, исследователи продолжают находить кости гомининов.
Улики, необходимые для решения этих самых холодных дел, могут в конечном итоге появиться у Симы и Диналеди, но мы вряд ли обнаружим свидетельства траура в том виде, в каком мы его знаем.


В своей статье, опубликованной в журнале Biological Theory, Стинер сравнила более поздние Евразийские захоронения неандертальцев и H. sapiens, расположенные ниже внутренних пространств, с темными и негостеприимными Саймами Сима и Диналеди.
Стинер отмечает, что в Симе, в частности, улики, включая переломы черепа, предполагают, что жертвы, возможно, были брошены своими убийцами или каким-то другим безвременным концом.
“Там есть тела, - говорит Стинер, - но нет любви.”

Похожие материалы:

Так же рекомендуем посмотреть:

Окаменевшие зубы показывают, что первые млекопитающие были далеки от теплокровных


Другая солнечная энергия: как ученые делают топливо из солнечного света и воздуха


Коронавирус " избыточная смертность’: почему Англия и Уэльс больше всего пострадали в Европе – новое исследование

Категория: Тайны / Новости / Гипотеза / Наука | Просмотров: 166 | Добавил: admin | Теги: СИМ, Загробная жизнь, место, тело, тело были, мертвый, погребальное поведение, верхний палеолит, Евразийское захоронение неандерталь, время, преднамеренное удаление, Кость | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar