Исследователи находят новые доказательства того, что когда-то на Марсе было массивное кольцо

Марс имел массивную кольцевую систему несколько миллиардов лет назад, согласно новым исследованиям Института SETI и Университета Пердью.

Впечатление художника от окольцованного Марса. Кредит изображения: Тушар Миттал.

Марс имеет два небольших спутника, Фобос и Деймос, открытые американским астрономом Асафом Холлом в Военно-Морской обсерватории 18 августа 1877 года.

Считается, что они образовались из обломков, выброшенных одним колоссальным ударом на ранний Марс.

Хотя эти луны невелики, их своеобразные орбиты скрывают важные тайны их прошлого.

” Тот факт, что орбита Деймоса не совсем совпадает с экватором Марса, считался несущественным , и никто не пытался объяснить это", - говорит доктор Матия Чук, научный сотрудник Института SETI.

“Но как только у нас появилась новая большая идея и мы посмотрели на нее другими глазами, наклон орбиты Деймоса раскрыл ее большой секрет.”

В 2017 году доктор Дэвид Минтон из Университета Пердью и его студент Эндрю Хессельброк заметили, что внутренняя луна Марса, Фобос, теряет высоту, поскольку ее крошечная гравитация взаимодействует с надвигающимся марсианским шаром.

Через несколько десятков миллионов лет орбита Фобоса опустится слишком низко, и марсианская гравитация разорвет его на части, образуя кольцо вокруг планеты.

Компанию Марсу составляют два спутника с кратерами — внутренний Фобос и внешний Деймос. Image credit: NASA / JPL-Caltech / Malin Space Science Systems / Texas A&M University.

Ученые предположили, что за миллиарды лет поколения марсианских спутников были разрушены в кольца. Каждый раз кольцо рождало новую, меньшую Луну, чтобы повторить цикл снова.

Эта циклическая теория марсианской луны имеет один важный элемент, который делает возможным наклон Деймоса: новорожденная Луна будет удаляться от кольца и Марса. Находящийся в противоположном направлении от внутренней спирали Фобос испытывает из-за гравитационных взаимодействий с Марсом.

Выходящая за пределы колец Луна может столкнуться с так называемым орбитальным резонансом, в котором период обращения Деймоса в три раза превышает период обращения другой луны. Эти орбитальные резонансы разборчивы, но предсказуемы относительно направления, в котором они пересекаются.

Только движущаяся вовне Луна могла сильно повлиять на Деймос, а это значит, что у Марса должно было быть кольцо, выталкивающее внутреннюю Луну наружу.

“Эта луна, возможно, была в 20 раз массивнее Фобоса, и, возможно, ее” прародитель "существовал чуть более 3 миллиардов лет назад, за которым последовали еще два цикла кольцевой Луны, причем последней Луной был Фобос",-сказал доктор Чук и его коллеги.