Исследования Показывают, Что Обезьяны Могли Быть Одомашнены Так Же, Как И Люди

Обезьяны, так же как и люди, могут быть вовлечены в процесс самоодомашнивания, изменяя ход своей собственной эволюции и физиологию через то, как они ведут себя друг с другом, предполагают новые исследования.

Давно известно, что одомашнивание животных способствует развитию определенных физических особенностей, которые не наблюдаются у их диких собратьев. Этот феномен, называемый синдромом одомашнивания, был отмечен еще в эпоху Чарльза Дарвина и, как полагают, лежит в основе всех видов физических черт и характеристик.

Хотя термин "одомашнивание", возможно, чаще всего используется в контексте одомашнивания человеком животных, он не всегда означает это. Ученые также предполагают, что люди невольно сами себя одомашнили – выбирая партнеров, демонстрирующих менее агрессивное и более социальное поведение.

Думается, что на протяжении многих поколений этот выбор, возможно, породил некоторые из наиболее диких и животных аспектов нашего древнего поведения, способствуя вместо этого терпимости и просоциальному поведению, что, в свою очередь, могло бы привести к развитию человеческой цивилизации, как мы ее знаем.

Это кажется убедительным аргументом, но ученые признают, что доказательства этой гипотезы остаются в значительной степени косвенными.

"Это действительно популярная и захватывающая идея, но ей не хватает прямых доказательств, связи между дружелюбным поведением и другими особенностями одомашнивания", - говорит нейробиолог Асиф Газанфар из Принстонского университета.

Однако благодаря новым исследованиям Газанфара и его команды мы могли бы обнаружить такую связь.

В экспериментах с обезьянами-мартышками (Callithrix jacchus) исследователи обнаружили, как они утверждают, первые данные, показывающие связь между голосовым социальным поведением у вида животных и физическим признаком одомашнивания у отдельных животных.

Мартышки демонстрируют высокую степень социальной терпимости и просоциальности и общаются друг с другом, по очереди вокализируя. В предыдущих исследованияхГазанфар и его команда показали, что детеныши обезьян учатся этим вокализациям таким же образом, как дети учатся говорить, через социальное подкрепление от своих родителей.

Однако такого рода родительская обратная связь влияет не только на технику вокализации. Одним из известных маркеров одомашнивания у мартышек является признак депигментации: заметное белое пятно шерсти на лбу животного.

Обыкновенная мартышка с белым пятном на лбу. (mb-fotos/Getty Images)

Исследователи хотели выяснить, существует ли связь между голосовым обменом и этой специфической морфологической особенностью, которую, если бы она была обнаружена, можно было бы принять за свидетельство одомашнивания.

В экспериментах с тремя парами младенцев-близнецов из трех разных семейств мартышек каждая из младенческих обезьян получала голосовую обратную связь от "имитированного родителя" - компьютера, сконструированного так, чтобы звучать как взрослый, отвечающий на их собственные звонки.

Однако на этих сеансах, проводившихся в течение двух месяцев, один из близнецов в каждой паре получал в 10 раз больше речевой обратной связи, чем его брат и сестра. Исследователи обнаружили, что количество вокальных тренировок, которые получали животные, было связано с размером белого пятна меха на их голове, причем маркер одомашнивания появлялся больше и рос быстрее, если они получали больше времени разговора.

"Если вы меняете скорость вокального развития мартышек, то вы меняете скорость окраски меха", - говорит Газанфар. - Это одновременно завораживающий и странный набор результатов!"

Исследователи предполагают , что это явление связано с клетками нервного гребня, формой стволовых клеток, которые мигрируют по всему организму во время раннего развития.

Одним из производных клеток нервного гребня являются меланоциты, которые способствуют пигментации, и исследователи утверждают, что простой акт обучения вокалу действует как своего рода обусловливание самодомашнивания, которое влияет на развивающееся тело молодой мартышки.

Еще многое предстоит выяснить о том, как клетки нервного гребня могут быть вовлечены в эти процессы, и исследователи признают, что их исследование невелико и не нуждается в дальнейшей репликации в рамках отдельных исследований.

Тем не менее, это та редкая вещь: экспериментальное доказательство того, как взаимодействие внутри вида, похоже, связано с самодомашниванием-прорыв, который может помочь подстегнуть дополнительные открытия.

"Потенциальное вовлечение клеток нервного гребня обеспечивает механизм, с помощью которого поведенческий опыт может быть связан с появлением морфологических фенотипов, связанных с одомашниванием", - пишут исследователи.

Это, в свою очередь, дает новое понимание того, как отбор по коррелированным фенотипам мог действовать в ходе эволюции человека, поскольку гоминины все больше полагались на кооперативные сети для выживания и размножения."