Фомальгаута б не существует, говорят астроном

Массивная экзопланета Фомальгаут б, получившая прямое изображение, на самом деле представляет собой рассеивающееся облако пыли, образовавшееся в результате катастрофического столкновения двух больших планетезималей во внесолнечной планетной системе, сообщает дуэт астрономов из обсерватории Стюарда Аризонского университета.

Данные Хаббла показали расширяющееся облако пыли, образовавшееся при столкновении двух больших тел, вращающихся вокруг Фомальгаута;это первый случай, когда такое катастрофическое событие вокруг другой звезды было изображено. Фото: NASA / ESA / Hubble / M. Kornmesser.

Фомальгаут-это звезда типа А, расположенная всего в 25 световых годах от нас в созвездии Писцис Аустринус.

Звезда в два раза массивнее Солнца, в 20 раз ярче и окружена кольцом пыли и обломков.

В 2008 году астрономы Хаббла объявили об открытии планеты под названием Фомальгаут Б, как первой внеземной планеты, которая была непосредственно обнаружена в видимом свете.

Однако последующие наблюдения планеты вызвали вопросы о ее статусе: в отличие от других экзопланет, она яркая в оптическом и не обнаруживается в инфракрасном диапазоне.

Астрономы предположили, что добавленная яркость исходит от огромной оболочки или кольца пыли, окружающего объект, который, возможно, был связан с столкновением. Кроме того, наблюдения Хаббла показали, что объект, возможно, не следует по эллиптической орбите, как это обычно делают планеты.

"Система Фомальгаута является конечной испытательной лабораторией для всех наших идей о том, как эволюционируют экзопланеты и звездные системы”,-сказал доктор Джордж Рике, соавтор исследования.

“У нас есть свидетельства подобных столкновений в других системах, но ничего подобного никогда не наблюдалось. Это план того, как планеты уничтожают друг друга.”

"Эти столкновения чрезвычайно редки, и поэтому это большое дело, что мы действительно видим один из них. Мы считаем, что мы были в нужном месте в нужное время, чтобы стать свидетелями такого маловероятного события с Хабблом”, - добавил доктор Андраш Гаспар, соответствующий автор исследования.

"Наше исследование, которое проанализировало все доступные архивные данные Хаббла о Фомальгауте Б, включая самые последние снимки, сделанные Хабблом, выявило несколько характеристик, которые вместе рисуют картину, что объект размером с планету, возможно, никогда не существовал в первую очередь.”

Хаббл наблюдал расширяющееся пылевое облако Фомальгаута в с 2004 по 2013 год; облако образовалось в результате столкновения двух больших тел, вращающихся вокруг Фомальгаута. Фото: NASA / ESA / Hubble / A. Gáspár & G. Rieke, University of Arizona.

Снимки Хаббла за 2014 год показали, что Фомальгаут б исчез. Добавляя к загадке, более ранние изображения показали, что объект непрерывно исчезает с течением времени.

- Очевидно, Фомальгаут б делал то, чего не должна была делать настоящая планета, - сказал доктор Гаспар.

В результате получается, что Фомальгаут в-это не планета, а медленно расширяющееся облако, выброшенное в космос в результате столкновения двух lcomet-подобных тел.

Исследователи подсчитали, что каждое из этих тел имело около 200 км (124 мили) в поперечнике. Они предполагают, что система Фомальгаута может испытывать одно из таких столкновений только каждые 200 000 лет.

Они также считают, что столкновение произошло незадолго до первых наблюдений Фомальгаута В.

К настоящему времени облако мусора, состоящее из частиц пыли размером около 1 микрона, находится ниже предела обнаружения Хаббла.

Считается, что к настоящему времени пылевое облако расширилось до размеров, превышающих орбиту Земли вокруг нашего Солнца.

Не менее запутанным является то, что объект находится не на эллиптической орбите, как ожидалось для планет, а на траектории бегства или гиперболической траектории.

“Недавно созданное массивное пылевое облако, испытывающее значительные радиационные силы от центральной звезды Фомальгаут, было бы помещено на такую траекторию”, - сказал доктор Гаспар.

"Наша модель, естественно, способна объяснить все независимые наблюдаемые параметры системы: ее скорость расширения, ее затухание и ее траекторию.”