Этот далекий мир очень похож на Землю, но вы не захотите там жить

Знакомая атмосфера с несколькими инопланетными причудами.

Если бы вы могли посадить воздушный шар на межзвездный космический корабль и пролететь 110 световых лет до определенной планеты, вращающейся вокруг тусклой звезды в созвездии Льва, у вас был бы опыт, не совсем похожий на полет на воздушном шаре на Земле. Температура, давление и влажный воздух могут быть довольно приятными, хотя вам понадобится кислородная маска—и, возможно, зонтик.

"Может случиться так, что на вас обрушится дождь", - говорит Бьерн Беннеке, исследователь экзопланет в Монреальском университете.

Телескопы, охотящиеся за мерцающими, колеблющимися звездами, за последние десятилетия обнаружили более 4000 потенциальных экзопланет, некоторые из которых вращаются в не слишком холодной, не слишком горячей зоне вокруг своей звезды-хозяина, где вода могла бы оставаться жидкой. Другие даже были найдены, что содержат фактические молекулыH2O. Экзопланета K2-18b, однако, является первой, чтобы проверить оба флажка, согласно двум исследованиям, опубликованным на этой неделе. К сожалению, несколько других решительно неземных характеристик делают K2018b невероятным домом для жизни, как мы ее знаем. Но это открытие представляет собой важный шаг в направлении находя планеты, которые мы могли бы считать гостеприимными.

“Это самое близкое, что мы обнаружили, обнаружив какую-то среду, похожую на Землю”, - говорит Беннеке, который возглавляет одну из двух групп, изучающих планету.

Все, что ученые знают об этом инопланетном мире, исходит из того, как он взаимодействует со своей звездой. Миссия "Кеплер" впервые заметила потускнение звезды в 2015 году, а последующие наблюдения с помощью космического телескопа "Спитцер" подтвердили наличие планеты в два раза больше Земли в 2017 году. Затем другой прибор взвесил планету, измерив колебания звезды, и обнаружил, что она примерно в восемь раз тяжелее Земли. Еще через три года наблюдений с помощью космического телескопа Хаббла удалось зафиксировать еще восемь вспышек света, что привело к описанию атмосферы планеты на этой неделе.

Ключ к изучению атмосферы планеты, которую вы на самом деле не видите, заключается в том, чтобы измерить, насколько большой она выглядит, используя различные виды света. Чисто каменистая планета без атмосферы идеально блокировала бы все цвета, в то время как каждый тип молекул в атмосфере блокирует только определенные длины волн. Атмосфера выглядит непрозрачной в этом разнообразии света,и планета выглядит больше на фоне звезды. Например, K2-18b набухает, если смотреть на него в свете, заблокированном водой.

"Это в основном прямое доказательство того, что в атмосфере есть водяной пар", - говорит Беннеке, чье исследование было опубликовано в интернете на этой неделе, но еще не прошло рецензирования.

Другая группа ученых , чьи результаты появились в среду в Nature Astronomy, пришла к такому же выводу, используя те же данные. Хотя они не могут сказать, имеет ли планета влажный или засушливый климат—их модели прогнозируют влажность от 0,01 до 50 процентов-они говорят, что вероятность случайного статистического совпадения ниже 1 из 2000.

Но если будущие исследователи обнаружат, что они плывут в атмосфере К2-18б, им не следует пытаться приземлиться. Размеры и вес планеты делают ее довольно тонкой по земным стандартам—почти весь водородный газ с небольшим количеством твердой материи, по которой могут ползти инопланетные лианы. В то время как наша Солнечная система не имеет истинного аналога, Беннеке предполагает, что мини-Нептун может служить лучшим ментальным образом, чем сверхразмерная Земля. "Я не ожидал бы никакой земной жизни из-за отсутствия поверхности", - добавляет он.

Небо К2-18б может быть даже более знакомым, чем предполагает само присутствие воды. Анализ беннеке обнаружил, что небольшое количество света блокируется—что делает планету немного толще—на всех длинах волн. Поскольку низкая плотность планеты исключает поверхность, он интерпретирует это препятствие как побочный эффект воды. "Наиболее вероятное объяснение заключается в том, что это на самом деле облачная палуба из капель жидкой воды, очень похожая на Землю”, - говорит он. “Вполне вероятно, что будет даже дождь.”

Другая команда, однако, не совсем готова начать выпускать прогнозы погоды экзопланет. "Наши модели полностью согласуются с облаками, - пишет Инго Вальдманн, астроном из Университетского колледжа Лондона, который работал над анализом астрономии природы, - но мы не можем окончательно сказать, есть облака или нет, пока [мы не получим наблюдения космического телескопа Джеймса Уэбба].- Он и его коллеги проверили результаты наблюдений на моделях как облачных, так и не облачных атмосфер и обнаружили, что ни одна из них не подходит значительно лучше другой.

В дополнение к отсутствию поверхности, K2-18b также вращается вокруг звезды, совершенно отличной от нашего Солнца. Как маленький карлик, он светит почти в 40 раз менее ярко, и его более холодная температура делает его более красным, чем желтым. Это не проблема с точки зрения обеспечения энергией—планета вращается гораздо ближе, чем Земля, делая круг примерно за месяц, поэтому она получает аналогичное тепло, но частые вспышки звезды, вероятно, омывают планету ультрафиолетовым излучением. Ультрафиолетовые вспышки не обязательно нарушают сделку на всю жизнь, но они не делают жизнь легкой.

Реальное значение изучения большего числа экзопланет с атмосферами, подобными K2-18b, говорит Беннеке, заключается в том, что они помогают ответить на основные вопросы о том, как звезды формируют свои планеты, например, насколько карликовые звезды разрушают тонкие атмосферы вокруг более благоприятных для жизни Скалистых миров. Плотная атмосфера К2-18б непроницаема для такой звездной активности, но методы, используемые для ее изучения, будут неоценимы, поскольку более мощные телескопы отделят Хаббл в ближайшем будущем.

” В общей сюжетной линии человечества, обнаруживающего жизнь по всей Вселенной, - говорит Беннеке, - это, возможно, самое большое, что мы сделали до сих пор.”