Эксперимент намекнул на марсианскую жизнь в 70-х годах.

Истина где-то там.

Когда "викинги" приземлились на марсианской поверхности в разгар Уотергейтского скандала, они подняли два облака ржавой почвы и спор, который продолжался более четырех десятилетий.

Эта миссия, первый прямой поиск НАСА марсианских микробов, привела к неубедительному пожатию плечами, обнаружив как признаки жизнеподобной активности, так и отсутствие ингредиентов, которые, по-видимому, понадобились бы такой жизни. Большинство исследователей пришли к выводу, что странная химическая реакция может объяснить противоречивые результаты, но некоторые по-прежнему убеждены, что посадочные аппараты "викингов" обнаружили жизнь на Марсе в 1976 году. В частности, Гилберт Левин, один из главных исследователей "Викинга", долгое время выступал за последующую миссию для проведения более продвинутой версии первоначального эксперимента, поскольку он недавно спорили в Scientific American. Тем не менее, шесть посадок спустя, ни один такой инструмент не сделал разреза, оставив Левина и его сотрудников задаться очевидным вопросом—почему мы перестали искать жизнь на Марсе?

Убеждения Левина проистекают из десятилетий размышлений о последствиях так называемого эксперимента викинга с Меченым освобождением. Посадочный модуль взял на борт образцы почвы и добавил богатый питательными веществами суп с радиоактивными атомами углерода. Питательные вещества служили пищей для любых потенциальных микробов,а атомы-красными флажками для исследователей. Оборудование на посадочном модуле регулярно втягивало воздух, чтобы проверить, не участвуют ли какие-нибудь марсианские микробы и не выделяют ли они меченые атомы углерода. После обнаружения того, что что-то действительно взаимодействовало с радиоактивными атомами углерода, следующим шагом для НАСА было посмотреть, могут ли они изменить этот процесс в качестве контроля или подтверждения. Если там действительно были живые микробы, отрыгивающие эти атомы углерода, исследователи ожидали увидеть изменения в том, сколько атомов углерода присутствовало, если они увеличивали температуру.

Для этого команда викингов дистанционно испекла камеру при температуре 320 градусов по Фаренгейту, и реакция прекратилась. Хранение почвы в темноте в течение 10 дней также остановило процесс таинственности, в то время как легкое обжигание почвы при промежуточных 120 градусах просто замедлило его.

Сами по себе маркированные результаты выброса намекали на то, что жара и темнота могут убивать поглощающие углерод микробы в красной почве, но другие инструменты Викинга рассказывали другую историю. Один из них, в частности, не обнаружил никаких следов химических компонентов, из которых состоит земная жизнь, таких как аминокислоты, предполагая, что мертвая почва каким-то образом выделяла газы через свою собственную химию. (Хотя этот вывод тоже обсуждается.)

После воссоздания экспериментов в засушливых местах по всему миру, таких как Антарктида и чилийская пустыня Атакама, Левин опубликовал рецензируемую статью в 2016 году в журнале Astrobiology, утверждая, что никакая альтернативная гипотеза не может соответствовать точной модели активности, обнаруженной Викингом. Теперь он поддерживает обновленный эксперимент с маркировкой высвобождения, который может более точно различать химическую и биологическую активность—но НАСА не планирует проводить такой эксперимент в обозримом будущем.

"Идея о том, что можно непосредственно обнаружить жизнь с помощью одного прибора, в настоящее время не является разумной", - сказал представитель астробиологической программы НАСА в заявлении по электронной почте. "Результаты для спускаемых аппаратов Viking и из анализа марсианского метеорита, собранного из Антарктиды доказали, как трудно найти неоспоримые доказательства существования жизни даже при многократных измерениях с помощью различных приборов."

Интерпретация даже простого эксперимента, оказывается, требует большого количества сложного контекста-контекста, который полностью отсутствовал на чужой планете во время миссии викингов и остается неполным сегодня. "Весь смысл [стратегии НАСА по внеземной биологии с тех пор он должен был сначала найти правильную среду обитания, а затем искать жизнь. И мы все еще находимся в этом процессе", - говорит Джон Руммель, ученый из Института SETI и бывший офицер по защите планет в НАСА. "Я бы с удовольствием вернулся и занялся исследованиями обнаружения жизни, но только в нужном месте", - говорит он, например, в марсианской местности, которая сравнительно влажная, теплая и хорошо изучена.

Хотя НАСА отказалось от прямых экспериментов по обнаружению жизни в пользу постановки общих вопросов о марсианской окружающей среде, которые с большей вероятностью дадут убедительные ответы, исследователи все же смогли собрать множество косвенных биологических доказательств от посадочных аппаратов, большая часть которых рисует Марс как жестокое место для жизни.

Без земного магнитного поля и озонового слоя все, что находится на почве Красной планеты, должно нести на себе всю тяжесть космических лучей и ультрафиолетового излучения Солнца—силы настолько смертоносной, что даже грозные тардиграды не могут ее выдержать. Что еще хуже, десять лет назад посадочный модуль "Феникс" обнаружил, что марсианская почва содержит около 1 процента перхлоратов-вещества, которое распадается на отбеливающие химические вещества, токсичные для жизни и ее строительных блоков. (Кстати, пост-Викинговские эксперименты обнаружили что перхлораты также могут участвовать в реакциях, которые высвобождают углерод в виде жизни, хотя Левин утверждает, что они не могут объяснить контроль).

Падающие метеориты должны были усеять поверхность Марса аминокислотами и другими органическими молекулами, но марсоход Curiosity не обнаружил почти ничего из этого—свидетельства того, что даже предшественники жизни были тщательно отбелены и уничтожены радиацией. Очевидная летальность окружающей среды теперь делает пересмотр результата Викинга еще менее убедительным вариантом для многих.

“Это все равно, что сказать:” можете ли вы иметь жизнь в 400-градусной духовке", - говорит Сэмюэль Кунавес, планетарный химик из Университета Тафтса. “Не имеет значения, что вы там нашли.”

Никто не может гарантировать, что жизнь не нашла способа выжить, говорит Кунавес, но из-за сложности интерпретации результатов одного эксперимента и низкой вероятности обитаемости поверхности неудивительно, что эксперимент по обнаружению жизни в стиле викингов не прошел очень конкурентный отбор для полета на миссию. "НАСА не хочет посылать туда что-то, тратить кучу денег и возвращать его с ложным положительным результатом из-за какой-то химии”, - говорит он.

Вместо этого исследования кунавеса были направлены на разработку прямых миссий обнаружения водянистых газовых гигантов-спутников Энцелада и Европы, которые удобно выбрасывают гейзеры замерзшей морской воды в космос для более легкого сбора и анализа на месте.

Он все еще думает, что жизнь, вероятно, существовала на Марсе и даже может продолжать жить сегодня, только не там, где бродят марсоходы, исследующие поверхность. “Там может быть жизнь, - говорит Кунавес, - но чтобы найти ее, нам придется копать глубоко.”