Денисовские Исследования Показывают, Что Ранние Люди Были Более Сложными, Чем Мы Думали

С 2008 года, когда их фрагментарные окаменелости впервые обнаружили в Сибирской пещере, денисовцы были самой загадочной ветвью человеческого генеалогического древа. Архаичные люди, как и неандертальцы, жили в то же время, что и ранние Homo sapiens, но вымерли за десятки тысяч лет.
В течение почти десяти лет мы знали денисовцев только по одному месту, которое дало только осколок кости пальца и несколько зубов от четырех человек — и древнюю ДНК, извлеченную из скудных останков.
Однако в 2019 году серия открытий раскрыла нашу эволюционную родню более подробно, чем когда-либо, ответив на некоторые вопросы, но также представив новые тайны. Ясно одно: денисовцы были гораздо сложнее, чем мы думали, занимая разнообразные и иногда экстремальные условия, распространенные на большей части Азии.

В марте исследователи объявили, что они нашли два небольших фрагмента черепа — первые известные фрагменты Денисовского мозга — принадлежащие пятой особи в Денисовой пещере, в горах Алтая на юге Сибири. Однако самые большие новости о наших таинственных вымерших родственниках пришли из-за пределов их одноименной пещеры.
светская жизнь
В мае в журнале Nature отдельная группа ученых объявила, что частичная нижняя челюсть, или челюстная кость, найденная в пещере на Тибетском плато, принадлежит Денисовцу. Это был первый раз, когда Denisovan были найдены за пределами пещеры Денисова. И, имея возраст около 160 000 лет и около 2 миль над уровнем моря, он показал, что архаичные люди жили на экстремальных высотах задолго до того, как это сделал наш собственный вид.

Это открытие также прояснило одну современную загадку. Ученые знают, что современные тибетцы обладают геном, унаследованным от денисовцев тысячи лет назад, когда наш вид скрещивался. Этот ген, известный как EPAS1, изменяет выработку организмом гемоглобина, белка в красных кровяных клетках, который переносит кислород, и помогает им выживать в условиях высокогорья. Однако, поскольку Денисова пещера находится не на большой высоте, исследователи недоумевали, почему особи, живущие там, будут приспособлены к высокой жизни.
Открытие тибетской нижней челюсти решает эту загадку, а также расширяет известную Денисовскую территорию более чем на тысячу миль.

Тибетская челюсть тоже могла бы ответить на несколько вопросов. Ученые не смогли идентифицировать ряд древних человеческих костей, найденных в Китае; знание того, как выглядят челюсти денисовцев, может помочь им классифицировать некоторые из неописанных ископаемых.

Больше, Чем Это
В то время как денисовские окаменелости были немногочисленны и фрагментарны, у науки есть нечто столь же ценное: их ДНК. Первый геном денисовцев был опубликован в 2010 году, одновременно с новостями об их открытии, и это позволило ученым исследовать их историю под совершенно другим углом. Несколько исследовательских групп недавно сравнили геном денисовцев с геномом современных людей, обнаружив такие связи, как тибетский ген EPAS1. Другие исследования показали, что люди в Юго-Восточной Азии и Океании имеют небольшой процент различных денисовских генетических сигнатур.

Исследователи продолжают исследовать Байшию в поисках дополнительных доказательств таинственной родословной древних людей. (Кредит: Жан-Жак Hublin, МПИ-Ева, Лейпциг)
В апреле в журнале Cell исследователи описали новую морщинку в истории Денисова. Сканируя геномы 161 человека, живущих в Индонезии и Папуа-Новой Гвинее, ученые выделили сохранившиеся фрагменты ДНК денисовцев у современных людей. Команда говорит, что она нашла убедительные признаки того, что то, что мы называем денисовцами, на самом деле могло быть тремя различными линиями архаичного человека, распространенными от Сибири до Юго-Восточной Азии. Они обнаружили сигнатуры двух отдельных популяций денисовцев в ДНК людей из Индонезии и Папуа — Новой Гвинеи-и оба отличались от сибирских денисовцев. Одна из этих групп выглядела так же непохожей на денисовцев, как и на неандертальцев, что позволяет предположить, что это был отдельный вид.
“Если мы собираемся называть неандертальцев и денисовцев уникальным именем, что мы и делаем, то нам, вероятно, следует назвать эту другую группу другим именем”, - говорит соавтор статьи Мюррей Кокс из новозеландского Университета Масси.