20:04
Что такое "Эффект Наблюдателя" и как люди преодолевают его?

В чрезвычайных ситуациях что отличает зевак от тех, кто принимает меры?

9 апреля 2017 года трое сотрудников Службы безопасности Чикагского департамента авиации принудительно сняли Дэвида Дао с забронированного рейса United Airlines. Дао, 69-летний врач, был протащен по проходу самолета после того, как он отказался уступить свое место. При этом его голова ударилась о подлокотник, и он потерял сознание. 
Пассажиры отчетливо понимали, что происходит: многие достали телефоны и сняли сцену на видео, а позже громко выразили свое возмущение в социальных сетях. Но в то время только одна женщина сказала что-то, крича: “что ты делаешь?” Никто не противостоял офицерам и не вмешивался, чтобы предотвратить явно неподобающее поведение. 

В каком-то смысле это неудивительно. Многочисленные исследования показали, что мы менее склонны вмешиваться, когда присутствуют другие люди. Мы предполагаем, что другие будут что-то делать, и нам это не нужно. Психологи называют это явление эффектом наблюдателя. 
Однако это не является жестким и быстрым правилом; иногда люди в группах могут вырваться из роли наблюдателя. Но кто эти люди и чем они отличаются от всех нас? 
Психологи называют моральными бунтарями тех, кто проявляет моральное мужество и предпочитает что-то делать, а не молча наблюдать за происходящим. Эти люди выступают против существующего положения вещей, когда они чувствуют, что бездействие поставит под угрозу их ценности, даже перед лицом потенциально негативных социальных последствий. Черты, общие для этих людей, варьируются от их индивидуальных навыков до их личностей — и могут даже отражаться на неврологическом уровне. 
специальные навыки 
Если вы будете действовать, будет ли это иметь значение? Задавая этот вопрос, вы, возможно, поймете разницу между тем, чтобы стоять или стоять в стороне. Это также помогает объяснить, почему люди со специальной подготовкой более склонны к действиям в чрезвычайной ситуации. Врачи, медсестры, солдаты или добровольные пожарные могут чувствовать себя более ответственными, чтобы действовать в некоторых сценариях — и исследования показывают, что они обычно это делают. 
В одном исследовании исследователи набирали студентов как из сестринской программы, так и из общеобразовательной программы, чтобы принять то, что им сказали, было простой анкетой. Половина студентов была помещена в отдельную комнату для работы над своей анкетой; остальные находились в комнате с другим студентом (который на самом деле был сообщником исследователей). Пока они работали, они услышали, как человек упал с лестницы за пределами комнаты и закричал от боли. 

Студенты, которые были одни, гораздо чаще помогали, чем те, кто был с другим человеком. Но процент студентов-медсестер, которые помогали, был одинаковым, независимо от того, были они одни или нет. Это не означает, что студенты — медсестры более приятные люди-это отражает тот факт, что они знали, что делать, и поэтому чувствовали большую ответственность за свои действия. 
Исследования также показали, что люди чувствуют большую ответственность, если они находятся в положении авторитета. В некоторых случаях человек, обладающий специальными знаниями, не является человеком, обладающим авторитетом. Но даже в этом случае они могут взять на себя ответственность. 
На последнем курсе колледжа я сидел в классе на четвертом этаже здания, когда комната вдруг начала раскачиваться взад и вперед. В 1989 году в Северной Калифорнии произошло землетрясение в Лома-Приета. Все студенты обратились к авторитету — профессору — чтобы выяснить, что делать. 
Ее реакция оказалась совсем не такой, как мы ожидали: она схватилась за край стола и закричала: “я из Нью-Йорка!” Ее заявление ясно указывало на то, что она понятия не имела, что делать. 
Затем другой студент крикнул: “я из Калифорнии!” - тем самым подтвердив свое доверие к этой чрезвычайной ситуации. Потом он сказал: “Залезай под стол.”

Уверенность - Это Ключ К Успеху 
Помимо обладания опытом в определенных ситуациях, моральные бунтари, как правило, имеют высокую самооценку и чувствуют уверенность в своих собственных суждениях, ценностях и способностях. Но моральные бунтари не просто уверены в своей правоте — они верят, что их действия будут иметь значение. 
Чтобы лучше понять специфические черты личности, лежащие в основе морального мужества, Тэмми Соннентаг из Университета Ксавье и Марк Барнетт из Университета штата Канзас изучили характеристики более 200 семиклассников и восьмиклассников. Сначала они попросили студентов оценить их собственную готовность противостоять другим и говорить или делать правильные вещи перед лицом социального давления, чтобы молчать и идти вместе с толпой. 
Затем они попросили всех учеников в каждом классе и одного учителя оценить склонность каждого ученика придерживаться своих моральных убеждений и ценностей перед лицом давления не делать этого. Таким образом, исследователи могли оценить, действительно ли студенты, которые идентифицировали себя как моральные бунтари, вели себя так, чтобы это было видно другим, а не просто воображали себя смелыми. 
Исследователи обнаружили высокий уровень согласия между собой и моральным бунтарем. Те, кто соответствовал этим требованиям, также обладали определенными личностными чертами: они обычно хорошо относились к себе, высоко оценивая себя по таким утверждениям, как “я чувствую, что у меня есть ряд хороших качеств” и “я могу делать вещи так же хорошо, как и большинство других людей.” Они также были уверены в своей способности достичь своих целей и противостоять социальному давлению, соглашаясь с такими утверждениями, как “я смогу успешно преодолеть многие проблемы” и “я следую своим собственным идеям, даже когда на меня давит группа, чтобы изменить их.” 

Но эти студенты не просто чувствовали себя уверенно и хорошо о себе. Они также верили, что их собственные взгляды превосходят взгляды других, и поэтому они несут социальную ответственность за то, чтобы разделять эти убеждения. Они соглашались с такими утверждениями, как “я чувствую социальную обязанность высказывать свое мнение” и “если бы все видели вещи так, как я, мир был бы лучше.” Эта вера в правильность своих взглядов помогала им высказываться, когда другие студенты предпочитали молчать. 
И, возможно, самое главное, эти студенты, как сообщается, меньше беспокоились о том, чтобы вписаться в толпу. Это означает, что когда им придется выбирать между тем, чтобы соответствовать и делать правильные вещи, они, вероятно, предпочтут делать то, что правильно. 
Одним из недостатков подобных исследований является то, что они опираются на самоотчет о намерениях. Что мы действительно хотим знать, так это то, действительно ли определенные личностные переменные предсказывают помогающее поведение в реальном мире. В конце концов, многие из нас, может быть, даже большинство из нас, воображают, что мы вмешаемся в чрезвычайную ситуацию, но мы часто не оправдываем наших добрых намерений. 
Жизни на кону 
Чтобы обойти эту проблему, исследователи из Колумбийского университета изучили личностные особенности избранной группы людей, которые помогали другим в реальной чрезвычайной ситуации: Холокост. Хотя действия в этой ситуации явно требовали физического мужества, требовалось также и моральное мужество, чтобы действовать, когда большинство других ничего не делали. 
Исследователи сравнили личностные качества трех разных групп взрослых: тех, кто спас хотя бы одного еврея во время Холокоста, тех, кто не оказал никакой помощи, и тех, кто покинул Европу до начала Второй мировой войны. 

Люди, которые рисковали своей жизнью, чтобы помочь евреям, отличались несколькими способами от тех, кто этого не делал. Они набрали более высокие баллы по независимости и ощущаемому контролю, что указывает на то, что они были готовы придерживаться своих собственных убеждений, даже если другие не соглашались, и что они чувствовали, что их жизненные результаты были обусловлены их собственными усилиями и выбором. Они также набрали более высокие баллы по принятию риска и были довольны задачами, связанными с опасностью. Такое сочетание качеств, по-видимому, придало им уверенности, чтобы проявить мужество. Но у них были и другие важные качества, связанные с заботой о других: альтруизм, эмпатия и социальная ответственность. Эти черты заставили бы их чувствовать сострадание и потребность действовать, даже с большим личным риском. 
Холокост, конечно, был далек от более приземленных ситуаций, в которых большинство из нас находится в раздумьях, стоит ли действовать. Чтобы исследовать такую повседневную ситуацию, исследователи из Ганноверской медицинской школы в Германии попросили местную больницу назвать имена людей, которые оказывали первую помощь жертвам автомобильных аварий. Они связались с этими людьми и попросили их заполнить личностные анкеты. Тридцать четыре человека согласились на это. Исследователи также попросили людей, которые видели аварию, но не оказали помощь, заполнить ту же анкету. 
Те, кто оказывал помощь, набирали более высокие баллы по самоконтролю, эмпатии и социальной ответственности — точно такие же характеристики, как и те, кто спасал евреев в нацистской Германии. Все эти исследования вместе рисуют картину морального бунтаря: человека уверенного в себе, независимого и альтруистичного, с высокой самооценкой и сильным чувством социальной ответственности. 
Большие, Лучшие Мозги? 
Моральные бунтари, конечно, имеют склонность к определенным чертам характера, но разве их мозг анатомически отличается от остального населения? 
В 2014 году исследование Джорджтаунского университета изучило различия в паттернах мозговой активности у 19 человек, которые совершили совершенно необычный акт великодушия: пожертвовали почку совершенно незнакомому человеку. Миндалевидное тело доноров — часть мозга, которая обрабатывает эмоции — оказалось на 8 процентов больше, чем у большинства людей, и оно также показало большую активность. 

Но мы должны быть осторожны в интерпретации этого открытия. Вполне возможно, что эти доноры почек родились с более крупной и активной миндалиной, что заставило их больше заботиться о других людях. Возможно также, что участие в этом типе крайнего альтруизма может активно перепрограммировать мозг. Независимо от причинно-следственной связи, оказывается, что экстраординарные альтруисты демонстрируют отчетливые паттерны нервной активности, связанные с большей чувствительностью к эмоциям. Люди, которые демонстрируют этот тип бескорыстной отдачи, могут испытывать издержки помощи иначе, чем остальные из нас. Отсутствие помощи может на самом деле заставить их чувствовать себя хуже. 
Есть также свидетельства того, что люди, совершающие экстраординарные акты альтруизма, демонстрируют отчетливые паттерны неврологических реакций на два типа болезненных переживаний: переживание боли самими собой и наблюдение за тем, как кто-то другой испытывает боль. 
В одном исследовании исследователи измерили эмпатию почти у 60 человек, половина из которых пожертвовала почку незнакомцу, а половина - нет. Затем каждый участник был спарен с незнакомцем, чтобы завершить серию испытаний. В одной серии испытаний участники наблюдали, как их партнер получает болезненное давление на правый ноготь большого пальца, в то время как исследователи записывали их мозговую активность с помощью фМРТ-визуализации. В другом наборе участники сами получали давление на ноготь большого пальца, снова во время оценки их мозговой активности. Затем исследователи сравнили два набора мозговой активности. 
Для большинства из нас испытывать боль самому гораздо хуже, чем наблюдать, как чужой человек испытывает боль. Но мозг тех, кто проявил необычайный альтруизм, реагировал почти так же на собственную боль, как и на боль других, предполагая, что они испытывают чужую боль, как если бы это была их собственная. Поэтому для людей, которые так глубоко чувствуют чужую боль, выбор пожертвовать почку незнакомому человеку может иметь смысл: если они сами чувствуют боль, зная, что кто-то другой испытывает боль, помощь этому человеку заставит их чувствовать себя лучше. 
Пожертвование почки незнакомцу может быть крайним примером. Мало кто будет думать о вас хуже из-за того, что вы этого не сделаете, и это действительно сопряжено с физическими рисками. Но открытия этих исследований имеют гораздо более широкие последствия, поскольку способность чувствовать сопереживание является важной характеристикой тех, кто готов столкнуться с социальными последствиями за правильные поступки. 

Адаптированный отрывок из книги "Почему мы действуем: превращение случайных прохожих в моральных бунтарей" Кэтрин А. Сандерсон, опубликованной издательством Harvard University Press. Copyright © 2020 by Catherine A. Sanderson. Используется по разрешению. Все права защищены.

Кэтрин А. Сандерсон - профессор семьи Мэнвелл в области естественных наук в колледже Амхерст, где она изучала социальные нормы в течение последних 20 лет. Она также является автором позитивного сдвига: овладение мышлением для улучшения счастья, здоровья и долголетия.

Похожие материалы:

Так же рекомендуем посмотреть:

По всему миру страны мчатся на Луну


Повторяющийся быстрый радиовсплеск локализованный в массивной спиральной галактике


Чему мир может научиться от перехода к чистой энергии в Индии, Китае и Бразилии

Категория: Тайны / Новости / Гипотеза / Наука | Просмотров: 140 | Добавил: admin | Теги: Чрезвычайная ситуация, моральное мужество, мозговая активность, социальное давление, чужая боль, незнакомый человек, высокая самооценка, социальная ответственность, моральный бунтарь, серия испытаний | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar