Чандра замечает возможную внегалактическую планету в Мессье 51

Астрономы, использующие рентгеновскую обсерваторию Чандра НАСА, обнаружили внегалактическую планету-кандидата, вращающуюся вокруг двойной системы в Мессье 51 (также известной как M51, вихревая Галактика и NGC 5194), взаимодействующей спиральной галактике большого дизайна, расположенной примерно в 26 миллионах световых лет от нас в созвездии Тростников Венатики.

Это изображение Chandra / ACIS-S показывает XRSs (цветные точки) в Messier 51; M51-ULS-1-оранжевый источник в центре синего ящика; диффузное излучение происходит от горячего газа. Image credit: Di Stefano et al., arXiv: 2009.08987.

- Планеты вездесущи в Млечном Пути. Условия, при которых сформировались известные планеты, существуют и в других галактиках”, - написали в своей статье доктор Розанна Ди Стефано из Гарвардского и Смитсоновского центра астрофизики и ее коллеги.

"Однако каждая внешняя галактика занимает такую малую область неба, что высокая проекционная плотность звезд затрудняет изучение отдельных звезд достаточно подробно, чтобы обнаружить сигнатуры планет либо с помощью измерений радиальной скорости, либо с помощью транзитных детекторов-двух методов, ответственных за открытие более 4300 экзопланет.”

"Внешние галактики содержат относительно небольшое количество — от нескольких до нескольких сотен-ярких рентгеновских источников (XRSs)", - добавили они.

"Светящиеся рентгеновские лучи во внешних галактиках могут быть пространственно разрешены, и мы можем измерить скорость счета и рентгеновское излучение от каждого источника в зависимости от времени.”

Используя рентгеновские данные Чандры, астрономы искали возможные транзиты планет в XRSs в трех галактиках: Мессье 51, Мессье 101 и Мессье 104.

Они определили единственного транзитного кандидата в M51-ULS-1, одном из самых ярких XRSs, известных в Messier 51.

Этот источник рентгеновского излучения в 100 000-миллион раз ярче, чем Солнце на всех длинах волн вместе взятых.

M51-ULS-1-массивная двойная система, расположенная на краю молодого звездного скопления. Один из ее членов-компактный объект, нейтронная звезда или черная дыра, а другой-массивная звезда.

Новообретенная планета-кандидат, названная M51-ULS-1b, произвела полное, кратковременное затмение двойной системы.

” M51-ULS-1b-это первая планета-кандидат, обнаруженная, когда она прошла перед XRS, размер которого сравним с ее собственным", - писали исследователи.

"Он полностью блокировал рентгеновские лучи от М51-УЛС-1 на промежуток времени 20-30 минут, причем отклонение от базовой линии продолжалось примерно 3 часа.”

"Не было никаких одновременных наблюдений в оптическом или инфракрасном диапазоне, Но области, излучающие на этих более длинных длинах волн, настолько велики по сравнению с XRS, что, вероятно, не было бы обнаружено заметного снижения излучения.”

- Это явление следует сравнить с планетарными транзитами звезд, которые производят относительно небольшие провалы в потоке поперек волновых полос.”

По мнению авторов, M51-ULS-1b, скорее всего, является планетой-газовым гигантом с радиусом чуть меньшим, чем у Сатурна.

"Наше открытие одного транзита приведет к более детальному изучению планет и других объектов малого радиуса во внешних галактиках”,-писали они.

"Столь же тщательное изучение независимых наборов данных будет иметь важное значение для разработки более качественных статистических данных. Это в пределах досягаемости нынешнего поколения рентгеновских телескопов, чтобы получить информацию о населении планет, вращающихся вокруг XRBs, и для будущих поколений инструментов, чтобы разработать всесторонний обзор.”

"Открытие M51-ULS-1b установило, что внешние галактики содержат планеты-кандидаты”, - добавили они.

"Это также демонстрирует, что изучение рентгеновских транзитов может выявить наличие других невидимых систем, которые также будут включать коричневые карлики и звезды с низкой массой.”

"Открытие и изучение внегалактических планет и других небольших объектов во внешних галактиках может установить связи и контрасты с окружающей средой Солнца в Млечном Пути, дать представление о взаимной эволюции звездных и двойных орбит и расширить область, в которой мы можем искать внеземную жизнь.”

"Расширение поиска расширит сферу того, что мы можем сказать о нашем месте во Вселенной.”