Ближайшая к Земле черная дыра на самом деле может и не быть черной дырой

Это впечатление художника показывает орбиты объектов в системе HR 6819. Считалось, что система состоит из двойной звездной пары, в которой одна звезда (орбита синего цвета) вращается вокруг черной дыры (орбита красного цвета), а также другая звезда с более широкой орбитой (также синяя). Теперь ученые говорят, что черная дыра может быть совсем не такой.

(Изображение: © L. Calçada/ESO)

Объект, идентифицированный ранее в этом году как ближайшая черная дыра, которую мы когда-либо открывали, возможно, только что был понижен в должности. После повторного анализа данных отдельные группы ученых пришли к выводу, что рассматриваемая система, названная HR 6819, в конце концов не включает в себя черную дыру.

Вместо этого они обнаружили, что это, скорее всего, просто две звезды с немного необычной двойной орбитой, что затрудняет интерпретацию.

Это горячая, бело-голубая звезда на главной последовательности, спектр которой содержит сильную линию эмиссии водорода, интерпретируемую как свидетельство диска косвенного газа, выброшенного звездой, когда она вращается с экваториальной скоростью около 200 километров в секунду.

В 1980-х годах астрономы заметили, что объект, по-видимому, также демонстрирует световую сигнатуру второго типа звезды B-типа, звезды B3 III. В 2003 году было установлено, что HR 6819-это не одна, а две звезды, хотя они не могут быть разрешены по отдельности.

Дальнейший анализ показал, что звезда B3 III, приходящаяся примерно на 6 солнечных масс, имела примерно 40-дневную орбиту - но звезда Be, также оцениваемая примерно в 6 солнечных масс, казалась неподвижной. Если бы две звезды составляли двойную звезду одинаковой массы, они должны были бы вращаться вокруг взаимного центра тяжести, а не одна звезда вокруг другой.

Проведя тщательные расчеты, группа астрономов пришла к выводу, что звезда B3 III могла вращаться вокруг другого, третьего объекта, который не был виден. Черная дыра.

Но, как утверждают другие астрономы, это далеко не единственная возможность. Что, если мы неправильно рассчитали массы звезд?

"Наличие компонента Be star в спектре HR 6819 предполагает другую интерпретацию системы", - пишут астрономы Дуглас ГИС и Лукиан Ван из Университета штата Джорджия в своей статье.

"Возможно, что звездный компонент B3 III на самом деле представляет собой маломассивную, урезанную звезду, которая все еще относительно молода и светится. В этом случае звезда Be будет компаньоном в 40-дневном двойнике вместо черной дыры."

Другими словами, звезда B3 III с гораздо меньшей массой будет вращаться вокруг звезды Be. Если бы это было так, то орбитальное движение можно было бы обнаружить в водородном газе, окружающем звезду Be, - он двигался бы почти незаметно, поскольку его тянула меньшая звезда. Это то, что искали ГИС и Ван.

Они тщательно изучили излучение водорода в спектре системы и обнаружили, что водородный диск вокруг звезды Be действительно имеет 40-дневную периодичность как в доплеровском сдвиге, так и в форме эмиссионной линии. Это согласуется с орбитой звезды B3 III-точно так же, как и следовало ожидать, если бы система была бинарной с неравной массой.

"Это указывает на то,-писали они, - что HR 6819 представляет собой двойную систему, состоящую из массивной звезды Be и маломассивного компаньона, который является урезанным остатком бывшей звезды-донора массы в двоичной системе массопереноса."

Другими словами, звезда Be поглощала целую кучу материала из звезды B3 III, оставляя ее намного меньше. Команда отметила, что есть недавние свидетельства того, что многие звезды Be являются продуктом этого процесса. Согласно их расчетам, Звезда Be будет иметь около 6 солнечных масс, как было обнаружено ранее; но звезда B3 III будет иметь от 0,4 до 0,8 солнечных масс.

Но это становится еще интереснее. ГИС и Ван были не единственными исследователями, изучавшими эту идею. Во второй статьегруппа астрономов во главе с Джулией Боденштайнер из Ку Левен в Бельгии независимо исследовала водородное излучение звезды Be и провела орбитальный анализ системы. Она и ее коллеги пришли почти к такому же выводу.

"Мы выводим спектроскопические массы 0,4 [солнечных масс] и 6 [солнечных масс] для первичного и вторичного", - писали они в своей статье. - Это указывает на то, что первичная звезда может быть ободранной звездой, а не гигантом типа В. Эволюционное моделирование предполагает, что возможной прародительской системой будет плотная бинарная система B+B, которая испытала консервативный массоперенос... в рамках этой интерпретации HR 6819 не содержит BH."

А в третьей статье, которая в настоящее время находится в препринте, астрономы Карим Эль-Бадри и Элиот Кватерт из Калифорнийского университета в Беркли также независимо проанализировали спектры системы, получив массы 0,47 и 6,7 солнечных масс для звезд B3 III и Be соответственно.

"Мы утверждаем, что звезда B-это раздутая, недавно лишенная гелия звезда с массой ≈ 0,5 солнечных масс, которая в настоящее время сжимается, чтобы стать горячим субдварфом", - писали Эль-Бадри и Кватерт.

- Орбитальное движение звезды Be устраняет необходимость в черной дыре для объяснения движения звезды B. Модель разделенной звезды воспроизводит наблюдаемую светимость системы, в то время как нормальная звезда с температурой и гравитацией звезды B была бы более чем в 10 раз более яркой."

Таким образом, будущее выглядит мрачным для интерпретации черной дыры, хотя это еще не совсем решено. Будущие наблюдения могли бы помочь разрешить любые нерешенные вопросы. Но, как утверждают ГИС и Лэнг, двойная система может быть интереснее черной дыры.

"Светящийся и маломассивный компаньон в системе HR 6819 может представлять собой редкий и важный случай, в котором компаньон недавно завершил массообмен и еще не спустился до стадии охлаждения белого карлика эволюции", - писали они.

Так что, в любом случае, мы еще не слышали последнего от HR 6819.