Бактерии полости рта были связаны с тяжелыми формами воспалительных заболеваний кишечника

Человеческое тело-это Лига Наций для непостижимого разнообразия микробов, сдерживаемых сложными отношениями с нашей иммунной системой и тщательно продуманными перемириями друг с другом.

Время от времени члены этого микроскопического сообщества развивают вкус к вторжению, вызывая хаос, когда они пересекают границы. Для людей с тяжелым воспалительным заболеванием кишечника (ВЗК) штамм бактерий полости рта может делать именно это.

Генетический анализ более чем дюжины штаммов одной общей бактерии, Campylobacter concisus, выявил короткую последовательность ДНК, которая могла бы объяснить, почему этот парень является законопослушным гражданином, когда находится дома во рту, но потенциальным террористом в кишечнике.

"Бактерии полости рта попадают в пищеварительную систему каждый день, когда мы глотаем пищу или слюну", - говорит ученый по биомолекулам Ли Чжан из Университета Нового Южного Уэльса (UNSW), Австралия.

- Большинство бактерий погибает от кислот в желудке, но некоторые могут выжить и колонизировать кишечник. Бактерии, возможно, не колонизировались долго, но рот продолжает приносить постоянный запас новых бактерий – вот в чем проблема."

Вообще говоря, многие микробы рода Campylobacter являются плохой новостью для пищеварительной системы человека. Если у вас когда-нибудь был выворачивающий желудок жук, который заставил вас бежать в ванную во время отпуска за границей, есть хороший шанс, что этот крошечный ужас стоял за этим.

Поскольку такие болезнетворные виды обычно обитают в кишечнике других животных, мы склонны подхватывать их, потребляя зараженное мясо или воду.

C. concisus не совсем похож на своих более патогенных собратьев. Этот вид мы можем назвать нашим собственным, живущим счастливо под океаном слюны практически у всех здоровых людей.

Но в последние годы медицинские исследователи заподозрили, что C. concisus не всегда может быть мирным гражданином, как мы ожидали. Бактериальные маркеры, ассоциированные с микробом, подозрительно связаны с активными случаями заболевания кишечника болезнью Крона, например.

Наряду с язвенным колитом болезнь Крона относится к категории ВЗК, характеризующейся серьезным воспалением стенки кишечника и окружающих тканей. Результат-все, что угодно, от диареи и дискомфорта до крови в стуле, мучительной боли и потери веса.

В тех случаях, когда лекарства или изменения образа жизни мало помогают, может потребоваться хирургическое вмешательство, что делает его одним из серьезных заболеваний, с которым нужно бороться.

Что именно вызывает эти воспалительные заболевания кишечника в первую очередь, не совсем ясно. Считается, что диета и стресс лишь усугубляют симптомы , а генетика, лекарстваи окружающая среда играют потенциальную роль в их развитии.

Ясно только, что это сложное состояние. Клинические исследования все чаще предполагают, что по крайней мере несколько штаммов C. concisus связаны друг с другом, хотя возложение вины на них потребует гораздо больше доказательств.

Некоторые потенциально патогенные штаммы уже были проанализированы в полном объеме, но до настоящего времени не было ни одного генома от здоровых людей, чтобы сравнить их.

В этом самом последнем исследовании еще 13 геномов были успешно собраны из штаммов C. concisus, взятых как у здоровых контрольных групп, так и у лиц с воспалительными заболеваниями кишечника.

Эта горстка библиотек ДНК предоставила команде основу для сравнения генетики более 230 штаммов, собранных у 146 человек по всему миру. Среди них было 120 штаммов от пациентов с болезнью Крона и тяжелым язвенным колитом, многие из которых перенесли операцию по поводу своего заболевания.

Из этого богатства генетических данных исследователи вычленили общие детали.

Выделялось одно крошечное кольцо ДНК, называемое плазмидой-последовательность всего из двух генов, кодирующих pSma1.

"Плазмида находится вне хромосомной ДНК бактерий", - говорит ведущий автор исследования, исследователь биотехнологии UNSW Фан Лю.

- Это считается мобильным генетическим элементом, а значит, он может передаваться между различными штаммами бактерий или даже между различными видами. Если плазмида несет какие-либо гены вирулентности, бактерии могут получить эту вирулентность."

Несмотря на небольшой размер, плазмида была обнаружена в большом количестве внутри штаммов C. concisus, взятых у людей с воспалительными заболеваниями кишечника, особенно у людей с язвенным колитом.

Тем не менее, он также был идентифицирован в двух штаммах, взятых у пары здоровых контрольных субъектов, что предполагает, что история, вероятно, будет намного сложнее, чем просто обладание неприятным штаммом бактерии.

Дальнейшие исследования помогут разобрать действующие механизмы. Хотя вполне возможно, что pSma1 позволяет C. concisus воспользоваться уже воспаленным кишечником, их потенциальная роль в антагонизме, если не начать болезнь, откроет путь для большего количества методов лечения.

По оценкам, для 6,8 миллиона человек во всем мире, борющихся с симптомами ВЗК, это открытие может изменить всю жизнь.

"Если мы выясним, что плазмида играет определенную роль в патогенезе, это может быть довольно легко перевести это открытие в клиническое использование", - говорит Чжан.

"Лечение, направленное на ротовую полость, может помочь уменьшить нагрузку бактерий. Возможно, мы не сможем уничтожить эту бактерию, но мы определенно можем уменьшить нагрузку."