Астрономы открывают сотни новых сильных гравитационных линз

Используя данные исследования Dark Energy Camera Legacy Survey (Dark Energy Camera Legacy Survey), астрономы обнаружили 335 новых потенциальных сильных линзовых систем.

Эти две колонки показывают параллельные сравнения кандидатов в гравитационные линзы, снятые камерой Dark Energy Camera Legacy Survey (цветная) и космическим телескопом NASA / ESA Hubble (черно-белая). Image credit: Dark Energy Camera Legacy Survey / NASA / ESA / Hubble / Huang et al.

Гравитационное линзирование было впервые теоретизировано Альбертом Эйнштейном более 100 лет назад, чтобы описать, как свет изгибается, когда он проходит мимо массивных объектов, таких как галактики и скопления галактик.

Эти эффекты линзирования обычно описываются как слабые или сильные, и сила линзы зависит от положения объекта, массы и расстояния до источника света, который линзируется.

Сильные линзы могут иметь массу 100 миллиардов солнечных масс, заставляя свет от более удаленных объектов на том же пути увеличиваться и разделяться, например, на несколько изображений или появляться в виде драматических дуг или колец.

- Найти эти объекты-все равно что найти телескоп размером с галактику. Это мощные зонды темной материи и темной энергии”,-сказал соавтор исследования доктор Дэвид Шлегель, старший научный сотрудник Физического отдела Национальной лаборатории Лоуренса Беркли.

В ходе исследования доктор Шлегель и его коллеги использовали суперкомпьютер Cori из Национального вычислительного центра энергетических исследований лаборатории Беркли для анализа данных визуализации проекта DECaLS, одного из трех исследований, проведенных в рамках подготовки к исследованию спектроскопического прибора темной энергии (DESI).

Кандидаты на линзы были идентифицированы с помощью нейронной сети, которая представляет собой форму искусственного интеллекта, в которой компьютерная программа обучается постепенно улучшать свое соответствие изображений с течением времени, чтобы обеспечить растущий процент успеха в идентификации линз.

- На обучение нейронной сети уходят часы. Существует очень сложная модель подгонки ‘что такое линза?- а что такое не линза?",- сказал ведущий автор доктор Сяошэн Хуан, астроном с кафедры физики и астрономии Университета Сан-Франциско.

Недавно обнаруженные кандидаты в сильные линзовые системы могли бы обеспечить конкретные маркеры для точного измерения расстояний до галактик в ранней Вселенной, если бы сверхновые наблюдались и точно отслеживались и измерялись с помощью этих линз, например.

Сильные линзы также обеспечивают мощное окно в невидимую Вселенную темной материи, которая составляет около 85% материи во Вселенной, поскольку большая часть массы, ответственной за эффекты линзирования, считается темной материей.

Темная материя и ускоряющееся расширение Вселенной, движимое темной энергией, являются одними из самых больших загадок, над решением которых работают физики.

” Нам уже удалось выиграть время на космическом телескопе Hubble НАСА/ЕКА, чтобы подтвердить некоторые из наиболее перспективных кандидатов на линзирование, выявленных в ходе исследования, с наблюдением времени на Хаббле, которое началось в 2019 году", - сказал доктор Хуан.

- Хаббл может видеть мельчайшие детали без размытия земной атмосферы.”