Астрономы наблюдают сотни протопланетных дисков в молекулярных облаках Ориона

Используя NSF Karl G. Jansky Very Large Array (VLA) и Atacama Large Millimeter/submillimeter Array (ALMA), астрономы захватили изображения 328 протопланетных дисков вокруг очень молодых звезд (протозвезд) в молекулярных облаках Ориона, гигантской звездообразующей области примерно в 1400 световых годах от Земли в созвездии Орион.

Это составное изображение показывает молекулярные Облака Ориона, цель исследования Вандама. Желтые точки - это расположение наблюдаемых протозвезд на синем фоне изображения, сделанного космической обсерваторией Гершеля ЕКА. На боковых панелях изображены девять молодых протозвезд, изображенных ALMA (синий) и VLA (оранжевый). Кредит изображения: ALMA / ESO / NAOJ / NRAO / J. Tobin / AUI / NSF / S. Dagnello / Herschel / ESA.

Протозвезды формируются в облаках газа и пыли в космосе. Первый шаг в формировании - это когда эти плотные облака разрушаются из-за гравитации.

Когда облако сжимается, оно начинает вращаться, образуя сплющенный диск вокруг протозвезды.

Материал с диска продолжает питать звезду и заставлять ее расти. В конечном счете, оставшийся материал в диске, как ожидается, сформирует планеты.

Многие аспекты этих первых стадий звездообразования и того, как формируется диск, до сих пор остаются неясными.

Но новое исследование под названием VLA / ALMA Nascent Disk and Multiplicity (VANDAM) дает некоторые недостающие подсказки, поскольку VLA и ALMA смотрели сквозь плотные облака и наблюдали сотни протозвезд и их дисков на различных стадиях их формирования.

"Исследование Вандама показало среднюю массу и размер этих очень молодых протопланетных дисков", - сказал доктор Джон Тобин, астроном из Национальной радиоастрономической обсерватории.

"Теперь мы можем сравнить их с более старыми дисками, которые также интенсивно изучались с ALMA.”

Астрономы обнаружили, что очень молодые диски могут быть похожи по размеру, но в среднем намного массивнее старых дисков.

“Когда звезда растет, она съедает все больше и больше материала с диска, - сказал доктор Тобин.

“Это означает, что у более молодых дисков гораздо больше сырья, из которого могли бы образоваться планеты. Возможно, большие планеты уже начинают формироваться вокруг очень молодых звезд.”

Эта схема показывает предлагаемый путь (верхний ряд) для формирования протозвезд, основанный на четырех очень молодых протозвездах (нижний ряд), наблюдаемых VLA (оранжевый) и ALMA (синий). Шаг 1 представляет собой коллапсирующий фрагмент газа и пыли. На Шаге 2 в облаке начинает формироваться непрозрачная область. На этапе 3 из-за повышения давления и температуры начинает формироваться гидростатическое ядро, окруженное дискообразной структурой и начинающее вытекать. На шаге 4 показано образование протозвезды класса 0 внутри непрозрачной области, которая может иметь вращательно поддерживаемый диск и более четко определенные потоки. Шаг 5-это типичная протозвезда класса 0 с потоками, которые прорвали оболочку (сделав ее оптически видимой), активно аккрецирующийся, вращательно поддерживаемый диск. В нижнем ряду белые контуры-это оттоки протозвезды, как видно на примере ALMA. Кредит изображения: ALMA / ESO / NAOJ / NRAO / N. Karnath / AUI / NSF / B. Saxton / S. Dagnello.

Среди сотен обзорных снимков четыре протозвезды выглядели иначе, чем остальные, и привлекли внимание ученых.

- Эти новорожденные звезды выглядели очень неправильными и пятнистыми. Мы думаем, что они находятся на одной из самых ранних стадий звездообразования, и некоторые из них, возможно, еще не сформировались в протозвезды”, - говорит доктор Николь Карнат, исследователь из Университета Толедо.

“Мы редко находим более одного такого нерегулярного объекта в одном наблюдении. Мы не совсем уверены, сколько им лет, но они, вероятно, моложе 10 000 лет.”

Чтобы быть определенным как типичная протозвезда (класс 0), звезды должны иметь не только сплющенный вращающийся диск, окружающий их, но и поток — извергающий материал в противоположных направлениях — который очищает плотное облако, окружающее звезды, и делает их оптически видимыми.

Этот отток важен, потому что он предотвращает вращение звезд из-под контроля, пока они растут. Но когда именно эти оттоки начнут происходить-открытый вопрос в астрономии.

Одна из младенческих звезд в исследовании, HOPS 404, имеет отток всего 2 км/с (1,2 мили/с) — типичная протозвезда имеет отток 10-100 км/с (6-62 мили / с).

“Это большое опухшее солнце, которое все еще набирает большую массу, но только начало свой отток, чтобы потерять угловой момент, чтобы иметь возможность продолжать расти”, - сказал доктор Карнат.

- Это один из самых маленьких оттоков, которые мы видели, и он подтверждает нашу теорию о том, как выглядит первый шаг в формировании протозвезды.”