Астрофизики предлагают новый способ обнаружения черных дыр звездной массы

Анализ архивных рентгеновских данных, полученных с помощью рентгеновского хронометража NASA Rossi, выявил четкое разделение характеристик черных дыр звездной массы и нейтронных звезд, что является следствием отсутствия твердой поверхности в черных дырах.

Художник изобразил черную дыру звездной массы, окруженную диском газа и плазмы, гравитационно вытянутым из близкой двойной звезды-компаньона. Фото: NASA / CXC / M. Weiss.

Черная дыра лишена твердой поверхности и ограничена невидимой границей, горизонтом событий, окончательным доказательством чего является Святой Грааль современной физики и астрономии.

Хотя первый сверхмассивная черная дыра — это 6 миллиардов солнечных масс, черная дыра в центре Мессье 87, гигантская эллиптическая галактика, расположенная примерно 53 млн световых лет от нас в созвездии Девы — уже изображены с горизонта событий телескопа с помощью электромагнитного излучения, такие наблюдения еще далеки от того, чтобы стать плановой.

Более того, в обозримом будущем может оказаться невозможным получить изображение черной дыры звездной массы из-за ее меньших размеров на несколько порядков.

"Сигнатура горизонта событий черной дыры звездной массы может быть идентифицирована, если рентгеновское излучение от аккрецирующей черной дыры звездной массы сравнить с излучением от аккрецирующей низко намагниченной нейтронной звезды, которая имеет твердую поверхность”, - сказал ведущий автор Шриманта Банерджи из Института фундаментальных исследований Тата и его коллеги.

В ходе исследования ученые проанализировали жесткие рентгеновские спектры 11 аккрецирующих черных дыр и 13 нейтронных звезд.

Они использовали архивные данные-около 5000 наблюдений-от приборов PCA и HEXTE на борту рентгеновского хронометражного Эксплорера Rossi.

Их анализ выявил четкое различие между характеристиками аккрецирующих черных дыр и нейтронных звезд.

"Наши результаты устанавливают новый метод определения природы компактного объекта в рентгеновских двойниках с помощью широкополосной рентгеновской спектроскопии", - заявили ученые.

"Предлагаемый метод должен быть полезен для обнаружения сигнатур горизонта событий черных дыр звездной массы с использованием наблюдений их электромагнитного излучения", - добавили они.

"Это было бы особенно важно для исследования режима сильной гравитации, поскольку черные дыры звездной массы производят на несколько порядков большую кривизну пространства-времени по сравнению со сверхмассивными черными дырами.”