60-СЕКУНДНЫЕ АСТРО-НОВОСТИ: ЗРЕЛЫЕ МЛАДЕНЧЕСКИЕ ГАЛАКТИКИ И, ВОЗМОЖНО, ПЛАНЕТА-ИЗГОЙ

Вселенная пережила бэби-бум — то есть рождение звезд-примерно через 3 миллиарда лет после Большого Взрыва. Но новые исследования показывают, что задолго до того, как звездообразование достигло своего пика, галактики уже выбрасывали звезды с невероятной скоростью и меняли при этом свое окружение.

Большая исследовательская программа ALMA (ALPINE) измерила пыльцу, газ и звездообразование, присутствующие в 118 далеких галактиках.

Наблюдения показывают, что даже когда Вселенной было всего 1-1, 5 миллиарда лет, рождение звезд галактик уже было наполовину скрыто пылевыми облаками, предполагая, что пыль накапливалась даже быстрее, чем предсказывали астрономы.

Это удивительно, потому что пыль требует времени, чтобы сделать — любые атомы тяжелее водорода и гелия должны быть выкованы в звездах в первую очередь. “Мы не ожидали увидеть так много пыли и тяжелых элементов в этих далеких галактиках”,-сказал один из главных исследователей ALPINE Андреас Файсст (Caltech).

Альпийские наблюдения также показывают, что эти молодые люди были “непослушными”: команда классифицировала 40% галактик как слияния. Но в то же время еще 11% галактик представляли собой устойчивые вращающиеся диски. Эти упорядоченные галактики подтверждают то, что уже показали некоторые наблюдения, — что некоторые галактики стабилизируются в диски на ранних стадиях, даже когда другие кажутся более хаотичными и вихревыми из-за предыдущих или текущих слияний.

ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНАЯ ПЛАНЕТА РАСКРЫТА

Мир переднего плана гравитационно микролинзирует фоновую звезду, на короткое время искривляя и увеличивая ее свет. Объекты не должны масштабироваться.
Ян Скоурон / астрономическая обсерватория / Варшавский университет

Молодые планетные системы не являются упорядоченными местами. Гравитационные взаимодействия толкают миры вокруг, как бильярдные шары, обычно с более массивными планетами, выбрасывающими меньшие на другие орбиты или вообще из системы.

Поэтому астрономы ожидают, что по галактике будет бродить множество маленьких планет. На самом деле обнаружить их — это совсем другая история, хотя эти объекты темные, и у них нет звезды-носителя, чтобы шевелиться или перемещаться.

Но это не значит, что они невидимы. Эксперимент по оптическому гравитационному линзированию (OGLE) исследует миллионы звезд в Млечном Пути в поисках редких моментов, когда небесные сферы выравниваются: Земля, планета и фоновая звезда. Тогда мир может заявить о себе, поскольку его гравитация на мгновение увеличивает свет фоновой звезды.

Используя этот метод, называемый микролинзированием, исследователи OGLE теперь обнаружили самый маленький потенциально опасный мир на сегодняшний день, планету с массой где-то между массой Марса и Земли. Его Расстояние неизвестно. Команда обнаружила его по 42-минутному осветлению фоновой звезды-самому короткому известному пока событию микролинзирования. Корейская сеть Микролинзовых телескопов обеспечила дополнительные наблюдения.

Поскольку выравнивание должно быть именно таким, вполне возможно, что у этой планеты есть звезда — хозяин, но если это так, то планета должна вращаться по крайней мере на расстоянии 8 астрономических единиц (а.у.). Для сравнения, Сатурн никогда не приближается к Солнцу ближе, чем на 9,1 а.е. Поэтому, если этот мир принадлежит звезде, он, вероятно, слишком далеко, чтобы сильно согреть планету. С другой стороны, наш пристальный взгляд на Плутон, который в среднем находится примерно в 40 А.Е. от Солнца, обнаружил неожиданную геологическую активность, так что кто знает, что этот мир — мошенник или нет — может содержать.